Почём снаряга для трейла? Опыт бухгалтера.

Часто наблюдаю в чужих отчётах по трейлам, как в «финансовой» части автор смело суммирует затраты на авиаперелёт и оргвзнос со стоимостью своего снаряжения, чтобы получить некую цифру «почём нынче трейл».  Моё нутро бывшего финансового директора категорически протестует против такого вопиюще бессмысленного действия. Снаряжение — это не затраты. Оно покупается на много лет (или, как минимум, НЕСКОЛЬКО трейлов), поэтому относить его стоимость к одному трейлу не имеет никакого смысла. Это искажает как стоимость конкретного трейла для людей, у которых снаряжение и так есть , так и стоимость снаряжения, к которому авиабилеты ну никак не относятся.

Но как же правильно посчитать затраты на снаряжение?  Ну вот например на конкретно моё, с картинки слева (не самое дешёвое, кстати). Всё уже давно придумано бухгалтерами — нужно просто поделить стоимость каждого объекта на период его службы (иногда полученную величину называют аммортизацией). Отдельный неочевидный вопрос — в чём измерить период. Можно в годах, можно в километрах, а можно в «трейлах». У каждого метода свои плюсы и минусы, но, поскольку мы хотим что-то «приплюсовать» к стоимости конкретного старта, ответив в конечном итоге на вопрос «почём сбегать трейл», будем измерять в трейлах!

Сразу оговорюсь, что точно оценить ничего не получится, все оценки примерные и  исходят из моего опыта более десятка ультратрейлов и многих тысяч километров «тренировок».

Для каждого предмета я грубо оценил на сколько ультратрейлов его хватит (границы от.. и до…), посчитал в таблице аммортизацию,  а для грубой прикидки взял среднее и упорядочил по нему. Вот что получилось (картинки кликабельны):

Наибольшие вопросы вызывает аммортизация GPS-часов. По моему опыту они служат порядка пяти лет. За это время можно пробежать порядка 12-25 трейлов. Но тут я бы учёл, что, в отличие от большинства остальной снаряги, они используются и в тренировках, и в лыжах, велосипеде и т.д. С другой стороны, кто-то тренируется именно ради этих  трейлов…. В общем, вопрос философский 🙂  Я же просто волевым решением умножил цифру трейлов на два ( ну т.е. 50% стоимости часиков тратим на трейлы, 50% — на остальные тренировки, лыжи, вел и пр..).

Далее — кроссовки, палки и рюкзак. Тут понятно. Изнашиваются. Примерно с указанной скоростью.

Мембранная куртка — тут нюанс. Эта сверхлёгкая куртка в основном живёт в рюкзаке, как обязательное снаряжение. В обычной жизни и тренировках я её не использую, есть более дешёвые и/или долговечные. Поэтому прослужит она долго, как и сверхлёгкие мембранные штаны.

Вместо спортпита я использую самодельный углеводный порошок (см. Приложение к мини-книге), он полностью расходуется (1 трейл), но стоит недорого. Так же и батарейка для фонарика — я использую одноразовую литиевую АА, после трейла выбрасываю. Аккумуляторам не доверяю.  Про фляги — я просто покупаю сок «Палпи» в супермаркете и использую тару от него  🙂

Обсуждать всерьёз кружку, футболку, бафф и т.п. смешно, ибо они вносят мизерный вклад в общую стоимость. Так же как аптечку  (пластырь и одеяло), которые я вожу, не распаковвывая, думаю они меня переживут, я их даже не включал в список…. Ну и большинство цен актуальны вот прямо на сейчас, на московские розничные магазины, правда кое-где я учёл свои скидочные карты 🙂

Выше уже отмечено, что я не использую гели,  а вот если бы свой «волшебный порошок» я заменил  соответствующим количеством гелей, картинка бы стала совсем другой, вот примерно такой (для стомильного трейла(!)):

 

Ну и что же мы видим в итоге? При типичной стоимости непосредственно трейлов (перелёт, проживание, оргвзнос и пр.) от 360 до 700 евро (360-Крым, 500-Хорватия, 700-UTMB) большую ли долю составит снаряжение? Смотрим на картинки и делаем выводы:

  1. Типичные мои затраты на один трейл составляют 50-100 евро в пересчёте на один трейл, а в среднем — 75 евро. Это 10-17% общих затрат.
  2. Типичные затраты на снаряжение составляют для любителя гелей 100-150 евро в пересчёте на один трейл, а в среднем — 125 евро. Это 15-26% общих затрат.
  3. При дефиците средств выбор более бюджетного трейла или поиск более дешёвой логистики/проживания эффективнее, чем экономия на снаряжении.
  4. При использовании спортпита остальными затратами на снаряжение  можно смело пренебречь.
  5. Если гели уже исключены, но по-прежнему очень хочется сэкономить, то нужно прежде всего разумно подойти к выбору GPS-часов (не платить за ненужные бантики и понты),  следить за распродажами кроссовок (а не брать по безумной РРЦ свежие модели нового сезона) ну и найти «правильные» палки. Остальное снаряжение практически не окажет существенного влияния на итоговую стоимость трейлов.
  6. Приведённые цифры не претендуют ни на аксиоматичность, ни на абсолютную точность. Несогласные всегда могут составить аналогичные таблицы для себя самостоятельно. Однако, качественное представление о порядках величин и основных направлениях оптимизации, надеюсь, эти цифры дают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *