Часто наблюдаю в чужих отчётах по трейлам, как в “финансовой” части автор смело суммирует затраты на авиаперелёт и оргвзнос со стоимостью своего снаряжения, чтобы получить некую цифру “почём нынче трейл”. Моё нутро бывшего финансового директора категорически протестует против такого вопиюще бессмысленного действия. Снаряжение – это не затраты. Оно покупается на много лет (или, как минимум, НЕСКОЛЬКО трейлов), поэтому относить его стоимость к одному трейлу не имеет никакого смысла. Это искажает как стоимость конкретного трейла для людей, у которых снаряжение и так есть , так и стоимость снаряжения, к которому авиабилеты ну никак не относятся.
Но как же правильно посчитать затраты на снаряжение? Ну вот например на конкретно моё, с картинки слева (не самое дешёвое, кстати). Всё уже давно придумано бухгалтерами – нужно просто поделить стоимость каждого объекта на период его службы (иногда полученную величину называют амортизацией). Отдельный неочевидный вопрос – в чём измерить период. Можно в годах, можно в километрах, а можно в “трейлах”. У каждого метода свои плюсы и минусы, но, поскольку мы хотим что-то “приплюсовать” к стоимости конкретного старта, ответив в конечном итоге на вопрос “почём сбегать трейл”, будем измерять в трейлах!
Сразу оговорюсь, что точно оценить ничего не получится, все оценки примерные и исходят из моего опыта более десятка ультратрейлов и многих тысяч километров “тренировок”.
Для каждого предмета я грубо оценил на сколько ультратрейлов его хватит (границы от.. и до…), посчитал в таблице амортизацию, а для грубой прикидки взял среднее и упорядочил по нему. Вот что получилось (картинки кликабельны):
Наибольшие вопросы вызывает амортизация GPS-часов. По моему опыту они служат порядка пяти лет. За это время можно пробежать порядка 12-25 трейлов. Но тут я бы учёл, что, в отличие от большинства остальной снаряги, они используются и в тренировках, и в лыжах, велосипеде и т.д. С другой стороны, кто-то тренируется именно ради этих трейлов…. В общем, вопрос философский 🙂 Я же просто волевым решением умножил цифру трейлов на два ( ну т.е. 50% стоимости часиков тратим на трейлы, 50% – на остальные тренировки, лыжи, вел и пр..).
Далее – кроссовки, палки и рюкзак. Тут понятно. Изнашиваются. Примерно с указанной скоростью.
Мембранная куртка – тут нюанс. Эта сверхлёгкая куртка в основном живёт в рюкзаке, как обязательное снаряжение. В обычной жизни и тренировках я её не использую, есть более дешёвые и/или долговечные. Поэтому прослужит она долго, как и сверхлёгкие мембранные штаны.
Вместо спортпита я использую самодельный углеводный порошок (см. Приложение к мини-книге), он полностью расходуется (1 трейл), но стоит недорого. Так же и батарейка для фонарика – я использую одноразовую литиевую АА, после трейла выбрасываю. Аккумуляторам не доверяю. Про фляги – я просто покупаю сок “Палпи” в супермаркете и использую тару от него 🙂
Обсуждать всерьёз кружку, футболку, бафф и т.п. смешно, ибо они вносят мизерный вклад в общую стоимость. Так же как аптечку (пластырь и одеяло), которые я вожу, не распаковвывая, думаю они меня переживут, я их даже не включал в список…. Ну и большинство цен актуальны вот прямо на сейчас, на московские розничные магазины, правда кое-где я учёл свои скидочные карты 🙂
Выше уже отмечено, что я не использую гели, а вот если бы свой “волшебный порошок” я заменил соответствующим количеством гелей, картинка бы стала совсем другой, вот примерно такой (для стомильного трейла(!)):
Ну и что же мы видим в итоге? При типичной стоимости непосредственно трейлов (перелёт, проживание, оргвзнос и пр.) от 360 до 700 евро (360-Крым, 500-Хорватия, 700-UTMB) большую ли долю составит снаряжение? Смотрим на картинки и делаем выводы:
- Типичные мои затраты на один трейл составляют 50-100 евро в пересчёте на один трейл, а в среднем – 75 евро. Это 10-17% общих затрат.
- Типичные затраты на снаряжение составляют для любителя гелей 100-150 евро в пересчёте на один трейл, а в среднем – 125 евро. Это 15-26% общих затрат.
- При дефиците средств выбор более бюджетного трейла или поиск более дешёвой логистики/проживания эффективнее, чем экономия на снаряжении.
- При использовании спортпита остальными затратами на снаряжение можно смело пренебречь.
- Если гели уже исключены, но по-прежнему очень хочется сэкономить, то нужно прежде всего разумно подойти к выбору GPS-часов (не платить за ненужные бантики и понты), следить за распродажами кроссовок (а не брать по безумной РРЦ свежие модели нового сезона) ну и найти “правильные” палки. Остальное снаряжение практически не окажет существенного влияния на итоговую стоимость трейлов.
- Приведённые цифры не претендуют ни на аксиоматичность, ни на абсолютную точность. Несогласные всегда могут составить аналогичные таблицы для себя самостоятельно. Однако, качественное представление о порядках величин и основных направлениях оптимизации, надеюсь, эти цифры дают.