Eiger Ultra Trail E101 – субъективный дневник.

14 июля 2018г я принял участие в швейцарском трейле в окрестностях посёлка Grindelwald, под названием Eiger Ultra Trail,  штатная дистанция 101км с набором 6700м.  Примерно на 14-м часу и 66м километре гонки, когда я уже поднялся на самый “жестокий” подъём к Манлихену,  достаточно быстро налетела гроза, и организаторы остановили гонку. Примерно через три часа её перезапустили по сокращённому маршруту, в итоге единого протокола не вышло, да и время в официальном протоколе не соответствует реальному (для единообразия там вырезали целые куски). Лично я потратил брутто 18:53, из которых около трёх часов вынужденно просидел в Манлихене, т.е. “боевое” время – примерно 15:50, с реальной дистанцией 85км с набором 5300м.

Трейл в высшей степени красивый, подробный объективный обзор пока под вопросом, а  здесь я  изложу свои частные похождения. Начнём с самого начала…

Регистрация

Конкурс крайне высок, но лотереи (как на UTMB) нет, нужно успевать в очной борьбе за кнопку  в несколько первых минут регистрации. У кого с утра работа – шансов нет. У меня утро свободно, начинаю нажимать кнопку ровно с указанного часа – сервер падает, дежурю на кнопке несколько часов, в какой-то момент сервер поднимается и я даже успеваю вбить заявку, после чего мне предлагают оплатить по инструкции, которая придёт по почте… Но ничего не приходит. Не приходит час. Не приходит два. Иду на сайт и вижу там уже готовые стартовые списки, в которых меня НЕТ.  Матерюсь. Бардак. Однако, вечером вдруг приходит  письмо – “вы хотели бежать – оплатите по этой ссылке…” – ух ты, проснулись… Тут же плачу оргвзнос, и вскоре нахожу себя в стартовом списке.

По положению, всего на дистанции Е101 должно быть не более 600 участников, из них 500 регистрируют в первые минуты, а 100 потом как-то хитро разыгрывают по каким-то другим ценам… Однако, к старту в стартовых списках было 930 человек – по вражеским слухам 300 слотов продали за чёрный нал на каких-то экспо…

Логистика

Прилетел Аэрофлотом в аэропорт Цюрих,  терминал Е. Оттуда до основного здания аэропорта ходит интересная помесь метро и канатки – в тоннеле между рельсами натянут длинный трос на блоках, а в вагонах нет ни локомотива, ни моторов, ни машиниста, они просто привязаны к этому тросу. Стеклянные двери вагонов и станции открываются синхронно,  на путь упасть никак не выйдет, выглядит круто, но жителей Питера этим не удивить – там такие двери в метро уже полвека есть 🙂 .

Навигация в аэропорту отличная, по указателям легко можно найти путь к поездам, ибо именно по железной дороге проще всего добираться до Гриндельвальда . Путь занимает примерно три часа, поезда (точнее – связки поездов) ходят примерно раз в час. Обычно это три поезда с двумя пересадками, в Берне и в Интерлакене, между поездами на каждой пересадке 5-7 минут. Обычный билет не привязан к конкретному поезду, можно ехать на любом, всё удобно, один лишь недостаток – билеты очень недёшевы. Стандартный билет в один конец – около 75евро.

В Берне на пересадке меня ожидал неприятный сюрприз. Аккуратные швейцарцы добились чёткого графика прибытия поездов, но у них не хватило ума сделать простую вещь, которая всегда была в РЖД… Сейчас поясню… Судя по шпаргалке, которую я переписал с сайта, мне нужно было в Берне пересесть на поезд IC61 отправлением в 16:04 с 4-го пути.  Подъезжаю, вижу на  соседнем пути (на той же платформе, что и я ) стоит поезд с надписью “IC61”,  а над ним на табло висит время отправления – 16:04.  Вроде всё верно, это он! Смущает только, что это путь номер 6, а не 4. В нашей реальности, впрочем, это обычное дело, никто заранее не знает, на какой путь подадут конкретный поезд, да что поезд, даже гейт у самолёта умудряются менять в последний момент… Дохожу до начала вагонов второго класса.  И всё же, как-то неспокойно… Захожу и спрашиваю на ломаном английском “а доеду ли я на этом поезде до Интерлакена?” – получаю ответ – “нет, Вам  ехать в другую сторону,  с четвёртого пути”. А между тем осталось 3-4 минуты… “-А как на него…?” – “-А вооон через тот туннель!” – “-трать-тарарать” (3 минуты, я с багажом).  Бегом. Успел. Фуууу….    В принципе, если бы у меня был стандартный билет, ничего страшного – сел бы через час на следующий. Но в сторону “туда” (и только, обратно таких нет) мне через сайт некоторой комбинацией галочек удалось взять “спарбилет” – почти вдвое дешевле, но жёстко привязанный именно к конкретным поездам. Так что при опоздании мне пришлось бы покупать заново уже полный от Берна до Гриндельвальда… Так вот, возвращаюсь к родному РЖД. Там, если поезд в одну сторону, например Москва-Мурманск, называется 092-ой, то Мурманск-Москва – будет 091-й. Даже если они где-то в пути встречаются, перепутать невозможно. Чисел вроде в арифметике неограниченное количество, в чём проблема просто перенумеровать по уму? Тем более, что картонок с номерами в Швейцарии уже давно нет, всё на мониторах-лампочках программируется и меняется одной кнопкой…

Отрезок почти до Интерлакена довольно уныл – индустриальная равнина, какие-то промзоны… А вот уже ближе к Интерлакену и особенно между ним и Гриндельвальдом уже та Швейцария, которую мы привыкли видеть в рекламных проспектах – горы, снежники, альпийские луга, бурлящие реки, коровы…

В Гриндельвальде заселился в хостел (кровать в 4-х-местном номере с удобствами в корридоре). Жильё тут очень дорогое – если в Зальцбурге одноместный номер стоил 17 евро за ночь, то тут – 85-100 самый скромный, а кровать – 55, и то при очень раннем бронировании.  Зато с завтраком и видом на Айгер из окна (на фото).  Поставил будильник на семь утра,  и лёг пораньше, чтобы постепенно перестроиться на ранний подъём к старту (старт послезавтра в четыре утра, т.е. встать надо будет в 2-3 часа утра/ночи).

ЭКСПО и Паста-пати

Завтрак в хостеле – шведский стол, но по нашим меркам дурацкий – ничего горячего, зато куча сухого собачьего корма (всякие мюсли, хлопья и т.п.), которые надо заливать всякими йогуртами. Я такое не ем.  Где омлеты, сосиски, каша, в конце концов? Хорошо хоть колбасы положили – попил чаю с бутербродами… 🙂

Номера выдавали в крытом спорткомплексе с большой хоккейной площадкой из искусственного льда.  Такого строгого порядка. как на UTMB не было, но волонтёров было достаточно и очередь двигалась довольно быстро. Проверили всё по списку, включая очки и запасные батарейки, выдали номер, трекер и мелкие ништяки с логотипами гонки (бафф, мягкую фляжку). От саломона – гермомешок, довольно тяжёлый…

ЭКСПО на стартовой площади достаточно представительно, павильоны от основных трейловых брендов – Salomon, Dynafit, Compressport, Hoka, Leki, ещё кто-то… Трусов EXO Twin Skin у Саломона моего размера не нашлось. Пощупал палки Leki Micro RCM – предлагали по “спеццене” за 135 евро (типа штатная цена 160)… Но я не торопился – пришёл в хостел и загуглил – ага, в ТриалСпорте в Москве они же по 95 евро. На 30% дешевле.  Пока собирал вещи к старту, уже и на паста-пати пора идти (не пропадать же халявному таллончику 🙂 )

По дороге вниз встретил “городской” микротрейл-спутник, который устраивали накануне основных стартов. Его дистанцию протянули прямо мимо моего хостела…  На фото кстати видны и типичные пейзажи по пути от хостела к старту…

Паста болоньезе была настоящая, действительно твёрдая правильная паста, а не липкая лапша, и действительно болоньезе, и накладывали щедро, пока не остановишь 🙂

Обратно решил подъехать на автобусе, благо в цену хостела входил и проездной на три дня.  Дежавю. Та же фигня, что с поездами – на одной и той же остановке стоят два 122-х автобуса, друг за другом. Наученный швейцарскими нравами, спрашиваю у водителя первого автобуса, показав проездной, доеду ли я до такой-то остановки. Выясняется, что нет, это – на тот второй автобус, а этот в другую сторону (стоЯт то они носом в одну сторону, разъедутся потом, на развилке).   Успеваю перескочить…

На брифинг и открытие решил не ходить, основное содержание и так выложили в сеть,  да и прогноз погоды ничего экстренного не обещал…

Хоть лёг и сильно раньше, и соседи не мешали, сон не шёл – ворочался с боку на бок часа четыре…. Это – основная причина, почему я даже не буду пытаться попасть на старты типа “Тура Гигантов” – не могу засыпать “по заказу”, в произвольном месте в произвольное время.  Но, так или иначе, ночь прошла и наступило утро старта….

Старт и первая часть трейла. Пасмурно-интенсивная.

В прошлые годы по слухам (и частным видео тоже) примерно в 2км от старта образоввывалась пробка, да ещё в этом году обещалось 900 человек на старте вместо обычных 600… Планировал из-за этого встать поближе и бежать быстрее комфортного первую двушку, чтобы в эту пробку не попасть.  Пришёл на старт минут за 40. Но в стартовом кармане было безлюдно – никто особо не торопился занимать места. Лишь за 20 минут до старта народ как-то зашевелился и стал заполнять стартовый карман  – разительный контраст с UTMB, где народ занимал места аж за полтора-два часа (!) до старта.  Я стою в третьем-четвёртом ряду, практически у ленточки. За три минуты до старта врубают гимн забега, обратный отсчёт – ПОБЕЖАЛИ!   Первые километры – в небольшой уклон вверх по асфальту.  Пыхчу, стараюсь не отставать от первой сотни… Темп мои часы не показывают (я их настроил на другие параметры, более важные в ултратрейлах), но эффективно по нагрузке чувствую – около 5 минут на километр в плоском эквиваленте – позже, после гонки, Страва подтвердит эти догадки… Вот и два километра. Пробки нет. Асфальт. Три километра. Пробки нет. Асфальт. Когда это кончится? Четыре километра. Уходим с асфальта на узкую тропу, но пробки так и не образовалось, просто длииинная ползущая змея, ибо обгоны тут крайне неудобны и даже вроде запрещены (в материалах брифинга нечто подобное про первые километры читал).  Кстати, трасса, как позже выяснилось,  отличается от прошлых именно тем, что первую узость с мостиком  обошли по асфальту, убрав тем самым пробку. Грамотно.

Ещё не рассвело,  лезем в гору в темноте, с фонариками. Поскольку я чуть форсировал первые четыре километра, испугавшись возможной пробки,  я попал в окружение чуть более сильных, чем я… Но совсем чуть…  Ну т.е. я без особых проблем удерживаюсь за передним участником, без одышки, закисления и прочего надрыва, но стоит мне задуматься и впасть в привычный комфортный транс, и перестать смотреть на  кроссовки впередиидущего – дистанция сразу начинает увеличиваться. Встряхиваюсь, догоняю, и стараюсь не отвлекаться 🙂   Сбавлять темп глупо – это надо пропускать задних, а их там человек 600-700, как понять сколько именно пропустить,  пять, десять, сто? Проще чуть потерпеть, глядишь и на результат какой достойный можно набегать…  Тем более, что на небе какие-то тучки, иногда начинает даже что-то мелко-мелко моросить. Есть шанс, что не будет пекла на подъёмах днём, а это – ещё плюс к результату! Лезу вверх за “ведущими” кроссовками верхнего соседа и размышляю про себя, а не скомпенсируется ли прохлада скользкими спусками из-за дождика, впрочем дождик толком так и не пошёл….

Вот и залезли на первый подъём, начинаются первые спуски, всё ещё темно, но уже отчётливо видны силуэты суровых гор вокруг. Очередь редеет, кто-то тормознулся на первом ПП, кто-то бережёт колени, бежится уже в свободном комфортном темпе, никто не мешает. Работаем.

Постепенно светает. Проступают горные  пейзажи. Огромная горная страна, покрытая ледниками, которую было практически не видно снизу, от посёлка.  А сейчас мы поднялись и видим её гораздо лучше, хотя и не во всей красе (не хватает дневных красок и сочности, хотя в этой сумеречной суровости тоже что-то есть).  Тропа петляет, и виды открываются каждый раз под новым углом.

Через три с половиной часа от старта тропа приводит меня к  First – известной по фильмам смотровой площадке с ажурными “балконами” над пропастью, по которым предстоит бежать. Сюда ведёт канатка снизу, от Гриндельвальда, это известное туристическое место, тусуется куча болельщиков… Здесь первый раз я могу свериться с графиком “среднего бегуна” и понять,  какому примерно финишному результату соответствует моё движение… Смотрю – 18 часов. Как раз по моим прогнозам (исходя из лучшего идекса PI за прошлый год ). Ну и отлично! Чуда конечно не произошло (не 17часов), но я и не тренировался никак специально, всё пока логично.  Бежим дальше….

Вторая часть трейла. Солнечно-прогулочная.

Меж тем облака постепенно куда-то рассасываются, и на подъёме к Faulhorn солнце уже ясно вступает в свои права. Да, я помню тебя, альпийское светило, ты – коварно… Я уже чувствую твою хищную хватку на своих локтях, на своей шее… Температура в тени  (а именно она фигурирует в прогнозах и статистике синоптиков) может быть невысокой, на сегодня вроде 20-22 обещали, ничего вроде бы страшного. Но опыт Истрии-2016 и Моцарта-2018 показывает, что солнышко “жжёт”  независимо от формальной температуры…

Я ещё не забыл зомби-финиш в Зальцбурге, а ведь там тоже было 20С.  Пора делать выводы и не повторять ошибок. Кепка уже на мне, начинаем её мочить при любом случае.  Но, главное, не торопимся на подъёмах! Движения специально замедляю, плавно, как бы “сонно”. Да, это ухудшит результат, но зачем он мне ценой “зомби-финиша”?  Лучше я погуляю в своё удовольствие и полюбуюсь на красивые виды, ибо их открывается всё больше и больше! Это просто какой-то праздник для глаз!

Казалось бы – какая может быть разница с Монбланом (CCC, UTMB)? И там и там – Альпы. Но – нет. Ну т.е.  есть она, разница. Не обладая даром художника слова, попробую объяснить “рационально”.  На ССС ты идёшь и всё время слева белая стена массива Монблана. Всё время примерно под одним углом и примерно на одном расстоянии… Ну т.е., поначалу захватывает, а потом быстро “приедается” – вид как бы “2D”, как бы идёшь мимо экрана. А вот на Айгере картинка постоянно “3D”, причём динамически меняется. Т.е. головой можно крутить на 360 градусов – везде интересный пейзаж, разноплановый и разновысотный. Горы, долины, озёра  и ущелья то перекрывают друг друга, то расходятся в стороны, перестраиваются, а ты петляешь среди этого великолепия, и этот калейдоскоп всё время в динамике….

Меж тем за счёт того, что я “берегусь”, прогнозируемое время финиша постепенно двигается, сначала на 18:30, а в Бурглаене (на середине) – уже около 19:00. Но там как раз наиболее наглядно видно, что я не зря берегусь – местный народ разомлел совершенно, валяется на газонах с холодным пивом, от асфальта пышет жаром, солнце палит на всю катушку, а офигевшие трейлраннеры тусуются вокруг импровизированного фонтана, умываясь и моча всё что можно холодной водой…  Предстоит практически два вертикальных километра подряд, второй из них – самый тяжёлый по слухам…  Ну что, забираю из заброски восемь пакетиков “волшебного порошка” (ака афанагель)  и – почапали, не торопясь, нечего тут рассиживаться…  Первый подъём – чуть отложе и большей частью лесами…  Небольшой спуск после него приводит в Венген. Короткая остановка – и на штурм основного подъёма.

Солнце всё ещё работает, но на подъёме, за спиной, со стороны Венгена, слышны какие-то удары, типа канонады… Салют что-ли устроили кому-то??? Оглядываюсь – с противоположного (“заднего” по отношению к курсу)  горного массива на долину Венгена наползает чернота туч, а удары – гром…  Вопрос – кто быстрее достигнет Манлихена – я или туча?  Вот уже и антилавинные “железяки”. Лезем, не останавливаемся, осталось чуть-чуть. Вот и фотограф. Через пять минут под аплодисменты болельщиков вхожу в Манлихен. Игорь Владимиров писал в обзоре примерно так – “если вы добрались до Манлихена, гонка уже у вас в кармане”.   Набрано 5000 метров на 66км дистанции. Некисло. Многие сходили именно здесь, кое-кого даже эвакуировали вертолётом прямо от “железяк”. Прислушиваюсь к самочувствию – да нет, всё прекрасно, можно бежать дальше, там вроде комфортный спуск намечался… Вот только водички залить, и в путь!

Часть третья, разочарованно-доходибельная…

Но тут  случается неожиданное – на выходе меня тормозит волонтёр.  “СТОП, дальше низзя, гроза идёт, гонка приостановлена – ступай в кафе, там тепло, сиди жди новостей…” Брррр…  Не то чтобы шок, а какая-то каша из мыслей и эмоций в голове… Никогда раньше не попадал в ситуацию остановки гонки… Непонятно, на сколько, непонятно как потом кого будут считать… ничего не понятно. Одеваться, переодеваться, есть, не есть, пить, не пить…  Сажусь к дальнему окошку, каждые 15-20 минут объявляют новость типа “ждите ещё 15минут”.  Кафе постепенно заполняется. В какой-то момент вваливается сразу много – как выяснится позже, это привезли народ снизу, из Венгена, на канатке…  Стоят, сидят в проходах. Те, что ближе к выходу, что-то едят, пьют кофе… Мне чтобы туда пробиться, придётся долго пробираться сквозь толпу… ну нафиг… сижу “голодный”, но всё же довольно быстро догадываюсь сменить потную футболку на сухой тёплый лонгслив из обязательного снаряжения. Сухо и уютно… За окном бушует ливень и видны разряды молний… Мотивация падает с каждым часом. Финиш в темноте под дождём, по лужам и грязи вместо красивых видов и комфортных троп,  не пугает, конечно же, но и не радует вовсе… Невдалеке сидят два китайца с совершенно нецензурными именами на номерах.За другим столом бразилец угощает двух своих соседей сырокопчёной колбасой в виде палочек, на которых бежал всю гонку – сразу вспоминается рассказ Марины Внуковой про МДС-Перу… Постепенно проходят три часа томительного ожидания. Наконец, разрешают стартовать, говорят что дистанция укорочена, но толком ни километров, ни маршрута выяснить не удаётся – побежали вслепую.

Вновь дождь, перед выходом натягиваю куртку. Настроение – совершенно небоевое. Ну т.е. я твёрдо намерен финишировать, никаких жалоб нет, но мотивация куда-то торопиться как-то совершенно отсутствует. ТрушУ неторопливо по лужам, все куда-то убегают, обгоняют… Ну и ладно… какая разница…  Тут – везение – натыкаемся друг на друга с Андреем (ещё один русский участник, шёл до Венгена позади меня, подкинули на канатке), за светской беседой трусИм как-то поэнергичнее и повеселее,  пока не натыкаемся на пункт питания (фото как раз оттуда). Там  я ухожу искать туалет, и потом уже с Андреем не пересекаюсь.  Но зато начинаются спуски. Немножко разбежавшись (до этого, с Андреем) и как-то приободрившись, начинаю “сваливаться” со спусков быстрее окружающих, изрядно догоняя убежавших от унылого  меня в Манлихене.  Ноги работают просто прекрасно! Чувствуется большой нерастраченный запас, т.е. если бы не эта долбаная гроза, гонка точно была бы “в кармане”.  А так… Более осведомлённый Андрей доложил мне за разговором, что кого-то подвезли канаткой, кого-то тормознули там-то и там-то, отправив на поезде, в общем складывается пёстрая картина совершенно несравнимых дистанций и кучи несравнимых протоколов, и вообще непонятно кому и как это всё потом зачтут… этот бардак явно не добавляет стимулов куда-то спешить.

Начинается небольшой подъём, убираю куртку в рюкзак, вроде дождик почти кончился. После тягуна – траверс по узкой лесной тропе. Три-четыре соперника впереди идут чуть медленнее чем могу я, но мне лень обгонять – темно, мокро и скользко, всё равно особо не разбежишься, а тропа скоро кончится.  Наконец, тропа кончается мостиком (на фото), и вскоре появляется последний пункт питания, где я беру ещё полстакана колы, а затем, уже без помех, скатываюсь к финишу.

Финишная арка. Эмоции как-то  скомканы вместе с дистанцией. Вешают камень на шею (это вместо медали у них). Дают футболку.  Иду домой. Пешком. В гору. Давно уже не было так легко идти после финиша – ни мозолей, ни потёртостей,  ничего не болит, и даже озноба (“отходняка”) нет.  Ну и, главное, свободное дыхание и прекрасный аппетит 🙂  В хостеле после горячего душа  вполне с аппетитом завариваю сухое пюре с приправами и пью чай с печеньем…   Жизнь налаживается 🙂

В целом собой доволен, адекватно сэкономил силы для комфортного любования красотами, не загнал себя, чётко чувствовал пределы… Есть желание попробовать повторить с чуть лучшей подготовкой именно к “жарким подъёмам” – для этого бегать трусцой в Подмосковье совершенно недостаточно, нужно в начале июля ехать в Крым и недельку по паре раз в день забираться на Ай-Петри по “кореизке” при 30 градусах жары, в середине дня. Проверено перед ССС – работает!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *