16 июня в Австрии, в окрестностях Зальцбурга, прошёл очередной ультратрейл под нехитрым названием Моцарт-100. Основная (“заглавная”) дистанция – это около 104км с суммарным набором высоты 4600метров. На ней стартовало около 343 человека, включая и меня, финишировало 245. Я был неплохо готов, но по собственной глупости ̶э̶т̶о̶т̶ ̶с̶т̶а̶р̶т̶ ̶п̶р̶о̶д̶о̶л̶б̶а̶л̶ показал весьма скромный результат – 16 часов 35минут, 109 место в абсолюте, (примерно 32% сверху, 15% в возрастной группе ветеранов), что соответствует примерно ITRA PI = 510-515. Поскольку в России этот трейл никто похоже ещё не бегал, постараюсь, насколько возможно, отделить субъективный дневник от описания собственно самого трейла. Читателю, задумавшему бежать этот трейл, можно первую, субъективную, часть, пропустить и сразу перейти ко второй 🙂
Часть 1. Отрывочный субъективный дневник.
Дорога и размещение.
В Зальцбург я добирался через Мюнхен – туда относительно недорогой прямой Аэрофлот, а дальше – поездом. После Шереметьево и Симферополя, куда я летал уже десяток раз, Германия показалась какой-то отсталой страной дикарей. Ну вот в этот раз например на обратном пути паспортный контроль в Шереметьево занял у меня одну (!) минуту, а багаж мне выдали уже через 10 минут после выхода из самолёта. Для сравнения – в Мюнхене я стоял в очереди на паспортный контроль среди первых около 20 минут, последние с нашего самолёта стояли минут 40-50, но это всё равно неважно, т.к. первую порцию багажа выдали лишь через час десять, но там моего рюкзака не оказалось, пришлось ждать ещё 15минут. Итого от выхода из самолёта почти полтора часа. Полтора часа, Карл!!! До моей электрички, которая успевала на нужный поезд в Зальцбург оставалось 5 минут, когда я схватил рюкзак и побежал. Бдительный охранник на выходе принял меня за вора, остановил и проверил багажный талон, несколько секунд, и я побежал дальше. К счастью, навигация в аэропорту была нормальная, и я вскочил в S-бан ровно за секунду до отправления, благо билет был куплен ещё в Москве…
В S-бане (гибрид метро и электрички, ближе всего к МЦК) я понял, что эпизод “победы над немцами”, показанный в фильме “О чём говорят мужчины – продолжение” ещё слишком мягко снят. Там немцы в вагоне-ресторане и под пиво. А вот в S-бане они без пива, но полное впечатление что пьяны все поголовно. Орут независимо три-четыре компании в вагоне, каждая между собой. Квадро-эффект. Поезд едет относительно тихо ( ровно как “Ласточки” на МЦК), поэтому его шум не может заглушить этот непрерывный шумный базар. Соседний со мной немец задрал ноги, положив их на подоконник. Никто не смотрит на него с осуждением, видимо тут так принято… В Мюнхен-Ост пересаживаюсь на поезд до Зальцбурга, второй класс. Ага, картина как в утренней субботней дачной электричке – стоим плотно, не протолкнуться. Но постепенно многие выходят, и с половины дороги я уже даже сажусь. Приходит контролёр – хрупкая молодая девушка, без охраны. Видимо, зайцы на этом маршруте – нечастое явление.
Граница Германии и Австрии никак не прослеживается. Я так и не понял, где мы её пересекли – и там и там говорят и пишут вывески на немецком. Разве что с какого-то момента справа стали появляться горы, а возле Мюнхена рельеф ну совсем плоский.
Недорогой хостел возле вокзала держит семья китайцев. У меня там отдельный одноместный номер с раковиной, удобства на этаже – две душевые и два туалета на штук шесть номеров. 37 евро за ночь, что для Зальцбурга очень бюджетно. Потрясающе чисто, и даже бельё меняют каждый день (!).
Полчаса пешком через исторический центр и сады Мирабель, и я на исторической площади Капительплац, где стоит временная “изба” с флагом гонки, и мне там быстро по паспорту выдают номер и стартовый пакет с ништяками (из полезного – фляжка, но для реального трейла уж больно навороченная, тяжеловата). Напротив – палатка от Компрессспорта – вот и всё “экспо”.
Больше никаких следов трейла в городе не видно и гуляющие явно о нём ничего не подозревают. Впрочем, большинство из гуляющих по центру – туристы.
Старт.
На старт прихожу к 4:30 утра, за полчаса до старта. Должно быть около 400 стартующих, и обещали пускать в стартовый коридор после проверки обязательного снаряжения, закладываюсь на очередь. По идее там так всё и устроено – вход через палатку, где стоят какие-то столики и там же в углу принимают пакеты с заброской (на 30/73км), однако никакой проверки не наблюдается, народ праздно слоняется по площади, не торопясь в стартовый “загончик”.
Не то чтобы по желанию, скорее для профилактики, решаю посетить туалет – есть даже фирменный, “моцарт100-шный” указатель “WC” в сторону арки, там – двери в городской общественный сортир, но они – заперты. Как-то это меня деморализует, сам не знаю почему. Объективно никаких причин – я же пока “не хочу”, но как-то сразу чувствуешь, что трейлу не особенно рады в этом городе, раз даже уборщице не сказали прийти на два часа раньше своего обычного расписания и открыть дверь ключиком… Чуть позже такими же поисками занимается Максим, и находит “за углом”, за прудиком, целых четыре временных пластиковых будки без всяких указателей, однако с очередью минут на десять-пятнадцать – решает не стоять. Минут за десять до старта публика начинает заполнять коридор, но совершенно без ажиотажа и занимания ближних мест, “элиту” (номера с 1 по 20) даже специально вызывают по матюгальнику в первую шеренгу для порядка. Про снаряжение так никто и не поинтересовался. После старта становится понятно отсутствие ажиотажа – относительно широкие ровные и пустые улицы и тротуары с огромными возможностями обгона тянутся наверное километров шесть, если не семь – все спокойно успевают распределиться по скоростям без всяких очередей на узких тропах… Эх, надо было поспать лишних 20 минут 🙂
Первая половина трейла.
Старт. Бежим. Первые 6 км – асфальт или нечто аналогичное, чистая равнина. Все рванули, как на городском марафоне, я так быстро бегать не умею, да и не вижу смысла – сотня же впереди, бегу примерно по 5 минут. Затем уходим по каньону ручья в горы. Симпатичные пейзажи сменяют друг друга (о них – во второй части). До 47-го километра технических участков практически нет, уклоны небольшие, становится понятным, почему на рекламном видео все бегут без палок. Да и в реальности процент “палочников” невелик, заметно меньше, чем в Хорватии и на UTMB. По сути это лишь самую малость “покрутевший” Ялта-марафон, набор вместо 1100 примерно 1500, а в остальном по покрытию – похоже – либо вообще асфальт, либо ровные твёрдые грунтовки. Марафон (42км) уверенно выбегаю из пяти часов. На пунктах питания сверяюсь с тайм-графиком “среднего бегуна” (подробнее о его составлении читайте в книге “Путь физкультурника”). Мои предстартовые прогнозы давали вероятный результат – 15:30 (это отражено и в годовом плане трейлов). Ничего не подгоняю, бегу в комфортном режиме “привычных усилий”, но по графику прохождений ПП примерно так и выходит – чуть хуже 15 часов. И это несмотря на то, что уклоны для меня не слишком комфортны – слишком отлоги, чтобы шагать с палками, но уже достаточно круты чтобы забегать без палок. Что-то такое промежуточное, иногда даже пробую и так и так по очереди… Но вот начинается, наконец, более крутой подъём к Шафбергу. Крутизна примерно как на кореизской/мисхорской тропе на Ай-Петри. Привычная работа палками, тут без вариантов. Потом примерно такой же по крутизне спуск к пункту питания. Тут многие “марафонцы-шоссейники”, убежавшие от меня на старте, заметно отваливаются, а взгляд на график на ПП у озера Вольфгангзее показывает, что я даже выхожу из 15 часов! Вот что значит привычные уклоны и хорошая форма! За плечами 8 часов, осталось всего семь – меньше половины! А пейзажи всю дорогу… (ах да, про них позже 🙂 ).
Вторая половина трейла.
Жизнь прекрасна! В общем, “головокружение от успехов”(С). Ну да, “я ж такой опытный трейлраннер, я и при 30С на ССС бегал, и с одной ногой UTMB финишировал, я всё про себя знаю, если что – вовремя почувствую, температура по прогнозу всего +21-22С, можно не заморачиваться”. Но разумнее-то было не ждать “ежели что”, а заниматься профилактикой заранее. Альпийское солнце коварно, а тут ещё озёра крупные в чаше из гор – влажность не уходит (пока – гипотеза). Ведь даже белую саломоновскую кепочку из Москвы привёз, но не надел! (Не люблю её, пристроить её некуда когда снимешь, в отличие от моей любимой жёлтенькой повязки-баффа, которую и на руку можно намотать, и много ещё чего… ) И ручьёв вокруг было изрядно. Если бы ну хотя бы с полудня, а лучше часов с 11 мочил эту кепочку в каждом ручье, так бы наверное и бежал дальше… А так… После озера начался очередной длинный подъём. Как-то он тяжело пошёл, но темп не с чем было сравнить, подъёмы они все медленные… и только на спуске стало ясно, что что-то пошло не так. Это не просто подъём крутой, это уже общая слабость навалилась… А за ней – тошнота, точнее какое-то “неудобное”, сдавленное дыхание, почему-то сопли полились (?!). Я, конечно, начал срочно мочить волосы и повязку из бутылки, но было уже поздно – солнце накрыло стремительно и как-то ну совсем врасплох… Ага, вот и привычный изотоник (раствор моего “волшебного порошка”) вызывает отвращение, и даже кола на пункте питания, приехали… Далее не буду описывать свои ощущения “в реальном времени”, чтобы не утомлять читателя жалобами 🙂 Если кратко – то я неторопливо передвигался в “режиме зомби” и каждый второй обгоняющий с тревогой спрашивал меня “всё ли у меня ОК?” – “OK, OK” – хрипел я, и продолжал путь. Почему не сошёл в Fuschl-е? Ну если посмотреть трезво – ничего всерьёз угрожающего не происходило. Сознание было на месте, обезвоживания не было (моча присутствовала, и прозрачная как у младенца, значит и почки работают, и кровь чистая), пульс в норме, ничего не болит, ноги идут, ну мутит, ну темп упал, ну и что? Если в цифрах, то последний тридцатник я вместо планируемых 5 часов прошёл за 6. Ну т.е. скорость (средняя!) упала с 6км в час до 5км в час. В “спортивном” плане это конечно значимо, но в “медицинском” – непринципиально.
После финиша. Что это было?
Финишировал засветло, со временем 16:35 (гарминовский Феникс-3 трёхлетней выдержки уже вырубился, его хватило ровно на планируемые 15 часов с минутами… На финише предлагали всё тот же редбулл-колу, воду, апельсины, но ничего не лезло… Быстро забрал заброску и поковылял домой. После душа аппетит не вернулся, и только на следущее утро, с небольшой порцией гречки, всё начало налаживаться… И перед отправлением поезда я уже плотно пообедал в зальцбургском Бургер-Кинге ( ̶и̶н̶д̶е̶к̶с̶ ̶Б̶и̶г̶м̶а̶к̶а̶ индекс Бургер-Кинга Австрия/Россия примерно равен трём, но ассортимент больше, например есть Биг-Кинг-XXL). Ну а ноги прекрасно ходили по лестницам уже с утра, они явно недоработали накануне 🙂
Такое резкое “сползание” результата с 15часов к 16:35 требовало внутреннего объяснения, и я смог наутро придумать даже несколько гипотез:
- чистое (лично моё) ̶р̶а̶з̶д̶о̶л̶б̶а̶й̶с̶т̶в̶о̶ зазнайство, не надел кепку, не мочил, конечно голову напечёт… А так всё как обычно.
- какие-то более “солнечные” или “влажные” условия именно в этом году, по сравнению с прошлым, поэтому “таблица среднего бегуна” от прошлого года некорректна.
- слишком холодный июнь в Москве, отсутствие “жарких” тренировок и соревнований в этом сезоне.
- (в порядке бреда) “неправильная” кола на ПП. Дело в том, что до этого, на UTMB и в Хорватии, всегда была Кока-Кола, и “заходила” при любых условиях, даже в чём-то “нормализуя” желудок. И обычно на ПП я её и пил. В этот раз был редбулл как спонсор с его “органик колой”, а она без ортофосфорной кислоты… Может оттого и “не пошла…” и не работала?
Понятно, что первый пункт, скорее всего внёс решающий вклад. Процентов 40 🙂 Второй пункт тоже не стоит совсем списывать, ибо, как выяснилось, второй российский участник, Максим Кержнер, тоже схватил нечто подобное примерно там же и таки сошёл. Пересчитывать заново таблицы по временам ПП я поленился, а вот статистику сходов посмотрел – действительно в среднем сошло больше народу – 29% вместо 22% в прошлом году, а по моей возрастной группе – так 39% против 30%, а в группе М40-50 (к которой я тоже ещё “близок”) – аж 35% против 16%! Почти 40% всех мужиков сошло, если зелёную молодёжь до 40 за мужиков не считать! 🙂
Ну и медианное время тоже сдвинулось на четверть часа. Так что условно примем вклад второй гипотезы в 25% 🙂
Третья гипотеза тоже не лишена смысла. Я хорошо помню, как пару лет назад после всего недельных сборов в июльском Крыму, когда жара была 30-32С и пот стекал у меня по ногам в кроссовки и там хлюпал, буквально через неделю легко бежался “жаркий” ГРУТ-Т100. Многие “сварились”, а я хорошо перенёс. Адаптация к жаре должна быть каждый сезон заново, долго она не держится… Оценим тоже в 25%…
Что до ортофосфорной кислоты, то тут трудно что-то доказать или опровергнуть, слишком “геморройны” были бы строго научные эксперименты. Все “желудочные” эффекты у трейлраннеров начинаются при длительных нагрузках, как общефизических (метаболизм, отток крови и пр.), так и чисто механических – ЖКТ тупо жёстко “трясёт” непрерывно десять и более часов, поэтому данные на “нормальных” людях вообще не годятся, а найти добровольцев на десяти-пятнадцатичасовые “истязания” в статистически значимых количествах затруднительно и мало кому нужно. Есть только эмпирические наблюдения – очень многие ультрациклики подтверждают “волшебное” действие именно Кока-колы, а не чего-либо ещё… Совпадение? Не знаю. Но 10% дадим…
В понедельник пробежал в парке четвёрочку по 5:30, вроде всё работает, следов от ультратрейла не осталось 🙂
Часть 2. Моцарт-100 – попытка сравнительного анализа.
А теперь постараюсь, уже не в хронологическом, а в “тематическом” порядке описать сам трейл безотносительно своих личных “успехов”. В качестве опорных “эталонов” выступают в основном “100miles of Istria” в Хорватии и UTMB (в этих двух трейлах я участвовал уже шесть раз), а также отчасти Crimea-X-Run (участвовал все 12 дней). Глобальных выводов не будет – делайте их сами, я постарался максимально дистанцироваться от личных предпочтений. Итак, поехали по пунктам…
Пейзажи.
Очень сильная сторона “Моцарта”. Маршрут проведён через многие видовые точки, причём иногда ясно видно, что специально. Ну и в целом красив. Есть “интересности” как на дальнем плане (собственно “пейзажи”, виды гор, озёр, лесов, полей, самого Зальцбурга сверху), так и на среднем и даже иногда ближнем – проходы под отвесными стенами и в щели скал, каньоны с горными ручьями, водопады, какие-то ископаемые твари, средневековая архитектура, пляжи, церквушка встроенная в скалу, прозрачнейшая вода озёр в метре от тропы, какие-то мелкие бытовые детали, всего не перечесть. На самом высоком уровне. Если “визуальная” сторона трейла Вам важна – стоит приехать! Любителям сэлфи тоже будет где развернуться 🙂
Характер тропы и рельефа (что под ногами?)
Трейл очень “беговой”, как по покрытию, так и по рельефу. По сравнению с “эталонами” асфальта ну очень много. Не считал в процентах, но если окажется 20-25% – не удивлюсь. Не знаю, считать ли это плюсом или минусом – кому что нравится. Конечно же асфальт без трафика (ну т.е. не вдоль шоссе с машинами), всё экологично. Много и достаточно ровных (плотных) грунтовых дорог. Мягкого и сыпучего практически нет, водных преград и болот – тоже нет. “Техничных” участков относительно немного. На спусках часть из них – это сплетения корней под ногами, не совсем привычное препятствие, возможно в случае дождя они могут стать скользкими, но в нашем “сухом” случае проблем не было. Ещё заметно больше среднего разнообразных лестниц, от деревянных и каменных, до перфорированного алюминия, причём как на подъёмах, так и на спусках. В процентах от длины маршрута это всё ещё ничтожная доля, но уже в несколько раз больше, чем на “эталонных” трейлах.
Если говорить “крымскими” аналогиями, то нечто похожее по ощущениям можно получить, “склеив” парочку Ялта-марафонов с подъёмом-спуском по Еврейской тропе и по Кореизской, причём у последней часть “каменных” участков заменив лестницами и корнями. Подчеркну – пейзажей эта аналогия не касается, только технической части (“под ногами”).
В отличии от Истрии “техничность” и “рельефность” не падает, а наоборот (в среднем) скорее нарастает к концу, т.е. первая половина заметно проще второй.
По технической подготовке – никаких особых прыжков и манёвров с тонкой координацией практически не потребуется. Заметно выиграет тот, кто не боится на некрутых спусках не тормозить, а лететь вниз “со всей дури” просто по ровной дороге (или даже по асфальту!). Никакой особой техники, просто уверенность в надёжности суставов. Вероятно, кому-то для этого придётся специально укрепить колени 🙂 Ну и обувь щадящую выбрать, наверное…
Разметка и ориентирование.
Начну с хорошего:
- выложенный заранее трек качественный (подробный) и строго соответствует маршруту. В единственном месте где он отклонялся в каком-то городке помимо плотной разметки ещё и волонтёров на каждом углу выставили…
- несмотря на парочку самопересечений, уйти по “неправильной” разметке практически невозможно – ясные таблички в этих местах заодно и волонтёрами дублируются…
- иногда разметка лентами дублируется для надёжности яркой краской на земле (асфальте, корнях и т.п.)
Но есть и недостатки, довольно серьёзные.
- Как известно, преимущественно система разметки бывает двух видов – сплошная и точечная. При сплошной разметке размечается ВЕСЬ маршрут достаточно часто так, что “если нет разметки – вернись, ты скорее всего уже сбился”. При точечной разметке всё наоборот – разметка только на развилках и неочевидных поворотах, а “если нет разметки – продолжай бежать вперёд”. Понятно, что сплошная сильно надёжнее и комфортнее. На всех эталонных трейлах она именно сплошная. Тут – нет. И даже ещё хуже – она местами такая, а местами – эдакая. Т.е. есть места, где без особого смысла огромными флажками от спонсора промечено чуть ли не через каждые 50 метров. Есть просто места со сплошной, хоть и не частой разметкой. И, вот коварство, в основном вся эта лафа – в первой части маршрута. Привыкаешь, теряешь бдительность 😉 А вот позже, в особенности вдоль озера на обратном пути и далее (70-е-80-е километры) разметка превращается ну в очень точечную. Ну т.е. даже не на всех развилках она есть, если правильная дорога (тропа) либо прямо, либо сильно “главнее”(шире, “набитее”) конкурентной. Идеология такая: “видишь набитую тропу примерно прямо – ну и фигачь по ней. зачем тебе ещё разметка, разве и так неясно?” Если бы не наличие трека в часах, мне бы наверное было очень неуютно бежать несколько километров вообще без единой ленточки и не знать – я уже сбился или всё ещё на маршруте…
- ленты разного дизайна – сначала преимущественно “фирменные” (либо “моцарт”, либо “сберкасса”), но потом и обычные полосатыши красно-белые. Опять же, без трека в часах поначалу мне бы было неуютно думать “так, это наша лента или от другого маршрута?” Тем более там где-то в серединке мы пересекались с каким-то детским местным трейлом (синие стрелочки на деревьях и бегущие по ним девочки-школьницы с рюкзачками).
- катафотов на лентах я не заметил. Тем, кто бежит “под контрольное время”, придётся с фонарём выискивать обычные полосатые ленты последние часа три перед финишем…
Что касается “глюков” разметки (ошибок, непромеченных поворотов и т.п.), то я по вине разметки сбился всего один раз, и в этом месте – не я один. Формально она была, но плохо продумана. Узкая тропа “из кустов” выходит на широкую дорогу – там лента. И метров 50 левее на столбике вдоль дороги – лента. Казалось бы – это просто двумя лентами нам указывают, что по этой дороге именно налево. Ну и бежишь, по дороге… А оказывается, если притормозить у второй ленты (той, что через 50 метров ) и вглядеться, то в кустах подальше от дороги там ещё одна лента – т.е. там опять с дороги надо было свернуть далее “в кусты”. Я бы тут поперёх дороги что-то натянул или краской нарисовал… Ну либо более одной ленты навешал, частой цепочкой, для привлечения внимания… У меня трек в часах запищал – “что-то не то” – я вернулся, развернул пару человек, нашёл поворот. Хорошо ещё, что народ без треков спасало в этом месте то, что дорога эта (неверная) довольно быстро заканчивалась тупиком, т.е. далеко по ней всё равно не убежать… В целом, это был единственный случай, а так по разметке в принципе бежать было можно и без трека, если аккуратно, другое дело что неуютно и некомфортно, когда долго её нет…
Резюмирую – разметка есть, рабочая, бежать можно, но по частоте, качеству, и, главное, по идеологии сильно уступает “эталонным” трейлам. Если есть GPS-часы с поддержкой закачки треков и умение ими пользоваться, то этими недостатками разметки можно пренебречь. А вот если нет – я бы ещё подумал…
Пункты питания.
Расположены ПП достаточно часто и равномерно, в среднем через каждые 9км. Ассортимент везде примерно одинаковый. Проблем и очередей не замечено. На столе стоит достаточно много полуторалитровок с водой, каждый может взять и залить себе куда надо… Стаканов нет, т.к. в обязательном снаряжении прописана своя кружка. Кроме воды, регулярно есть баночки от РедБулл, в основном – “ОрганикКола”, но был и знакомый нам энергетик. Иногда колу заранее переливали из баночек в кувшины (!).
Любителям спортпита – раздолье. На каждом пункте всегда были на выбор гели и батончики от спонсора (ultrasports), иногда даже порошки или уже разведёные изотоники. Гели и батончики, разумеется, можно было набирать с собой.
А вот с “натуральной” едой – довольно скудно. Иногда были солёные крендельки-палочки, иногда порезаные яблоки, апельсины, часто – изюм. Вот, пожалуй, и всё, никакого раздолья типа Хорватии с её сырами-хамонами-пармезанами-пирожками-печенками, не говоря уже про горячую еду типа супов, пасты болоньезе и т.п. Хотя, учитывая дневной старт и жаркое время года, горячая еда скорее всего была бы малоактуальна. Впрочем, погода может быть разной…
А с какой тоской, глядя на унылые батончики, вспоминался CXR с его арбузами и виноградом… 🙂
Резюме – скудно, скромно, но регулярно и беспроблемно.
Заброски.
На стартовом пакете (эдакий мешок-рюкзачок для сменной обуви) прямо при выдаче пишут маркером твой номер, и можно прямо в нём себе послать “посылку” (заброску) на маршрут, заходя в стартовый коридор. Эти заброски просто выкладывают на земле группками с табличками по диапазонам номеров, можно заходя на ПП самостоятельно найти свой мешок и что-то оттуда взять или наоборот что-то туда скинуть. И так два раза, т.к. ПП Fuchl проходится как на 31м, так и на 73м километре гонки. Ищется довольно быстро, простенько, но вполне удобно.
Обязательное снаряжение.
По Положению требовали: свисток, кружку, телефон, фонарик и куртку. Реально проверяли в пути (на 31м километре) лишь телефон, и, начиная с какого-то времени, вечером, грозились проверять фонарик. На старте не проверили ничего. Некоторые бежали без рюкзаков, возможно вообще без снаряжения, каких-то инцидентов по этому поводу я не наблюдал… Но следует отметить, что санкции обещались вплоть до дисквала, так что я бы не рисковал.
Тайминг. Протоколы.
Всё на бесконтактных чипах, приклеенных к номеру. Отсечки на ПП тоже по чипам. Протокол онлайн сразу после завершения. Глюков с самим таймингом я не замечал. По 2018 году протокол-мужчины и протокол-женщины
Онлайн-трансляции как таковой нет (ну т.е. не формируются промежуточные результаты по считываниям чипа, как например на UTMB). Но если бежать со смартфоном (и, вероятно, с павербанком), то выдают ссылку на бесплатное приложение, которое можно установить, и оно отслеживает всех его скачавших (по GPS смартфона) на онлайн-карте, болельщикам можно видеть передвижение номеров по треку…
Дистанции-спутники.
Кроме основной (104/4600+), организаторы предлагают несколько “урезаных” вариантов, и выбор достаточно разнообразен – “Ультра”(61/2000+ ), “Марафон”(42/1600+), “Лайт”(31/1100+), “Полумарафон”(21/800+), “Сититрейл”(13/300+). На каждой из них бежит примерно две сотни человек.
Более того, есть интересная дисциплина – “эстафета” – тот же самый “главный” трейл 104/4600 делится по определённым ПП на четыре участка (грубо по 26/1150+) и бежится командой, по очереди. Все трансфёры предоставляются. Таковых команд относительно немного – около десятка.
Короче, выбор есть на любой вкус, можно пристроить друга, супруг(у/а) или детей(родителей?) на младшие дистанции и приезжать семьёй/компанией.
Атмосфера. Город.
Зальцбург – достаточно крупный туристический город, вместе с “гражданскими” ( не-трейловыми 🙂 ) туристами его население достигает пары сотен тысяч человек, что более, чем на порядок превышает население пресловутого Шамони (главного центра UTMB). Обилие исторических и культурных достопримечательностей тоже совершенно несравнимо. Отсюда, как две стороны одной медали, следуют связанные между собой достоинство и недостаток. С одной стороны, есть чем заняться до (после) трейла или чем занять привезённых с собой “болельщиков” (семью) – там реально есть что посмотреть и куда сходить. Совместите приятное с полезным. С другой стороны – город практически не знает, что в нём проходит трейл, для него эти три-четыре сотни чудаков – слишком мелкое событие. Так что, если Вам нужна атмосфера трейлового праздника, восторженные крики толпы и весь город, вываливший на улицу с громыхающими сковородками – это в Шамони, а в Зальцбурге вы тихонько и незаметно убежите утром, пока все будут спать, а вечером вас встретят хорошо если пара десятков криков “браво”, не больше. Город живёт своей жизнью, ему не до Вас…
Отсюда, кстати следует и ещё одно преимущество – владельцы отелей и хостелов не выдвигают специальных цен и/или условий на дни проведения трейла, снять там жильё нет проблем в любой момент. Для ориентировки – мой одноместный номер стоил 37евро за ночь. Прямо возле вокзала.
Логистика. Экономика.
Возле Зальцбурга есть собственный аэропорт, но прямых недорогих рейсов из Москвы я не нашёл. Либо дорого, либо очень долго (с длинной пересадкой). На мой взгляд, оптимально добираться из аэропорта Мюнхена по железке. До Мюнхена куча относительно недорогих прямых рейсов, а далее полчаса на S8 (электричка, каждые 20 минут) до Мюнхен-Ост, и там каждый час ходят поезда М (меридиан) до Зальцбурга (менее двух часов). Если ехать одному, то заранее на сайте можно купить “баварский билет” за 25евро, и по нему садиться в любой из указанных поездов, как в метро или электричку, он не привязан к конкретному времени и действителен в течении календарных суток. Это очень удобно. Вокзал в Зальцбурге прямо в центре города, можно пешком дойти почти везде (если конечно снять жильё вблизи исторического центра, а не на окраинах). Если группой, то есть варианты ещё дешевле, но там уже нужно смотреть конкретику, на разные поезда разные скидки.
Примерная калькуляция поездки на одного (одинокого) трейлранера в евро: 200(аэрофлот)+50(два баварских билета – туда и назад)+100(усреднённый оргвзнос, он там растёт с приближением к старту)+75(отель две ночи)+25(кафе/сувениры)=450евро.
Информресурсы.
Официальный сайт – https://www.mozart100.com/
Рекламное видео прошлого года (официальное) –
Частное кустарное видео от первого лица с прошлого года, на мой взгляд – самое адекватное и информативное из всех что есть, и одно из немногих где видны грунты и корни на подъёмах и спусках –
Страница трейла в Фейсбуке – https://www.facebook.com/mozart100Run