19 марта 2023г в Дагестане прошёл уже четвёртый по счёту трейл от Wild Family – Dagestan Wild Trail.
Я принял участие на дистанции 65км/4000+ , прошёл её за 12 часов 03 минуты, что соответствует 76 месту в абсолюте из 301 стартовавших и 8-му месту из 36 по категории М45+. Ниже следует мини-дневник.
Накануне. Махачкала.
Прилетели заранее, в пятницу. На этот раз с Яндекс-такси от аэропорта никаких проблем – всё работает, порядок, похоже, навели.
В субботу пошли за стартовыми пакетами. Выдача начиналась в 10, специально шли к 11, чтобы самые “нетерпеливые” схлынули, а “экономные” ещё не прилетели. Но просчитались – увидели очередь прямо от ворот. Пошли гулять дальше в сторону проспекта, там обнаружили фирменный зал от Дербентского коньячного завода, где я закупился “снотворным” – 100-граммовой бутылочкой “Дербента”. Очень кстати, ибо во всём районе от стадиона и до дома нашего проживания в местных магазинчиках спиртного не продавали принципиально – местный уклад жизни. А сетевых магазинов в городе нет. Вернулись к стадиону – очередь не уменьшается. Ну что делать – встали, отстояли 40 минут, сам пакет получили без особых проблем, осмотрели экспо. В принципе, если бы у кого-то чего-то не хватало, можно было бы всё купить и тут, от снаряжения до спортпита – выбор достаточно широкий.
Второй раз я прибежал на этот же стадион к брифингу уже днём – очередь уже рассосалась. Учтём на будущее – не стоило утром торопиться…. Сам брифинг ничего нового по сути не дал (для тех, кто внимательно читал сайт гонки, включая расписание и Положение, а также следил за прогнозами погоды), но, в данном случае, отсутствие новостей – само по себе отличная новость! Т.е. всё идёт по плану, треки и расписания прежние, погода хорошая, ждём старта!
Ранний ужин и ранний отбой – сегодня завтра вставать в полтретьего ночи утра.
Перед стартом. Трансфер. Гергебильский туалет.
Будильник. Лёгкий завтрак. Облачение в “боевое”. Выходим вовремя, и по вечерней прохладе за 15минут доходим до стадиона. Туалет. И – небольшая очередь на посадку.
О посадке отпишу подробнее. Я уже неоднократно приводил в пример посадку на ССС (UTMB) и отчасти на Истрии (Хорватия) и в “контрпример” – посадку ну, скажем, на ГРУТ-2017. Дагестанские посадки прошлых лет, конечно, не дотягивали по бардаку до ГРУТа, но, всё же, не были безупречными по упорядоченности (по крайней мере те, где я был). На этот раз всё строго по лучшим лекалам – машины подъезжают по одной, волонтёры отсчитывают из очереди ровно по вместимости, люди залезают – машина отъезжает. Колонна формируется уже вдали, за воротами. Никакого броуновского движения между машинами, никаких криков “сколько там у вас ещё свободных мест? так, двоих ещё сюда! нет, одного!”. Короче, ЗАЧЁТ!
Из ранее незамеченного – как-то слишком много “лежачих полицейских” в Махачкале. Не знаю, то ли я прошлые годы не замечал их, то ли за пару лет их добавили, борясь с ночными лихачами… Наш водитель, вероятно, очень дорожил своей подвеской, снижая скорость на каждом “полицейском” чуть ли не до нуля, в итоге нас обогнала почти вся наша колонна и в Гергебиль мы въехали одними из последних. До старта – полчаса. Я сразу направился к туалету, и не зря – там уже сформировалась немаленькая очередь.
Туалет – отдельно стоящее здание, но он при ближайшей мечети. Поэтому внутри устроено всё хитро. Два неравных “зала” – большой при входе с “умывальниками” по периметру (краны и жёлоб вдоль стены), и малый подальше – с собственно туалетными кабинками. Так вот в малый нельзя входить в обуви – при входе некоторое количество пластиковых тапочек-шлёпанцев, передаваемых по кругу – выходящие снимают, входящие – надевают. Сразу отмечу, что врядли именно эти тапочки лимитировали очередь, скорее закрытость половины кабинок (вход был затянут стоп-лентой). Уж не знаю, то ли там засор, то ли проблемы с водопроводом, но на будущее это – явно ресурс для улучшения проходимости! Пока же мы стояли в очереди около 20минут, и уже постепенно начинали нервничать… До старта оставалось 10минут, а ещё проверка снаряжения… Впрочем, её проводили вполне оперативно и разумно – у каждого смотрели выборочно разный набор, впрочем, это вполне распространённая практика. Короче, всё успели, и минут за семь до старта я уже стоял в стартовом коридоре.
Но, по горячим следам, вернёмся к загадочным тапочкам. Мы ("москвичи") привыкли, что тапочки дают в музеях и т.п. чтобы защитить их от внешней грязи с обуви. Но аналогичная версия тут сразу вызвала у меня сомнения - зачем защищать сортир, и так не особо чистый? Уже после гонки я спросил об этом таксиста по дороге в аэропорт. Так и оказалось - всё ровно НАОБОРОТ. Защищаются вовсе не от обуви, защищают саму обувь! От того, что может быть именно в сортире (брызги понятно чего, в том числе на полу)! В мечеть в такой "осквернённой" обуви/одежде нельзя. Поэтому перед мечетью разуваешься-раздеваешься, в "грязных" тапочках идёшь в сортир, потом омовение, и надеваешь чистую одежду/обувь! И чистым можно в мечеть.
Однако время приближалось к семи утра, и начинался стартовый отсчёт…
Гергебиль – ПП Аймаки. 14км/1470+
Этот участок я проходил ранее уже дважды и прекрасно его помнил. Однако, это было на дистанциях 120км, когда за спиной уже было 60км и 10 часов до Гергебиля. И занимал этот участок тогда 4часа с минутами. Сейчас же я выходил на него свежим. И по плану, заранее составленному, должен был уложиться в 2:30. Однако, разница! Этот план был заранее тщательно рассчитан, путём статистической обработки около двухсот графиков прохождения прошлогодними участниками 65км. Высчитал средние доли участков от финишного времени, откалибровал свои силы по известным участникам и т.п. Получился базовый план на финишное время 12 часов, ну и справочная табличка по ПП на случай 11 и 13 часов.
Логически первые 14 км устроены довольно просто и состоят из трёх однородных кусочков – разгон по посёлку 3км с незначительным уклоном вверх, затем 6км непрерывного почти равномерного набора в гору Зуберха (почти полтора км набора!), и, затем, 5 км равномерного беговой спуска к ПП по грунтовой дороге.
На первых трёх километрах моей задачей было не тормозить, чтобы не попасть в “очередь” на подъём. Местами там (на горе) тропа в одного человека с неудобным обгоном, плюс дополнительные “пробочки” на двух скальных “спрыгах”. На дистанции 120 участников меньше, и они основательно растягиваются за первую половину дистанции, поэтому проблем “пробок” на Зуберхе там и близко не было. Но на 65км их (пробки) легко можно наблюдать на ютюбовских роликах прошлых лет, авторы которых шли с основной массой участников, т.е. “в серединке”. Так что стартовал я довольно агрессивно, чтобы эту “серединку” с запасом обогнать. Уф, вроде получилось. Раскладываем палки, надеваем темляки – пошла работа в гору!
Непривычное ощущение по сравнению с прошлыми двумя годами “одиночества на Зуберхе”. Довольно плотная колонна спереди и сзади. Это как-то дополнительно стимулирует не зевать… Обгонов всё меньше и меньше. Чаще обгоняю я, иногда обгоняют меня, и это “устаканивание” позиций заканчивается примерно после скальных “спрыгов”, где меня оба раза обгоняет одна и та же девушка, которой я невольно создаю “пробку” на скале, ибо слезаю довольно осторожно, лицом к склону. Дальше – довольно однообразная ритмичная работа ногами и палками вверх по вполне комфортной тропе. Входим в облако. Ежи в тумане!
Нащупал комфортный ритм. Стараюсь его равномерно держать до самого верха. Вспоминаю, как тут начали “отваливаться” утомлённые участники в прошлые годы, вставать “передохнуть”, “перекусить” и т.п… Сейчас такого нет, всё-таки от старта прошло всего около двух часов, большинство ещё свежи… Долго ли коротко ли, но подъём заканчивается – пора бежать вниз!
Побежали!
Хм… А мне нравится эта дистанция! Я бегу!
Нет, вы не поняли, у меня на длинных/горных дистанциях чаще бывает совсем иное состояние, типа “я вроде бы бегу“, но часы показывают 8 минут/км (а то и 9!). А тут я реально бегу, и даже часы с этим согласны 🙂 . Средний темп спуска – 5минут/км, это примерно от 6мин/км на более ровном до 4мин/км на более наклонном…
Пять километров спуска преодолены за 25 минут. Для сравнения – в 2019-м на тот же спуск ушло 43 минуты. Т.е. темп – те самые 8-9 мин/км (напомню, в ногах было уже 12 часов гонки вместо двух).
Но вот и ПП Аймаки. Заряжаюсь водой, засыпаю порошок. Увы, нету простых чипсов, есть только какие-то зерновые… Ну ладно, зато есть хлеб. Пора прикинуть график – прошло 2,5 часа, стало быть я укладываюсь ровно в базовое расписание с финишем 12 часов! Прекрасно! Пошли дальше!
ПП Аймаки – ПП Шишилик, 10км/610+.
Один из самых симпатичных кусков по рельефу и пейзажам, но с “расплатой” в виде брульного спуска в конце.
Начинается с плавного набора по старому руслу…
Потом – более круто, но вполне комфортно забираемся на перевал, и дальше – симпатичные траверсы по гладким “альпийским” тропам. Красота! Вновь отмечаю, что вполне можно бежать, в то время как в прошлые разы кроме накопившейся усталости мешала и осторожность – некоторые из этих траверсов были покрыты снегом, а он мог скользить при резких движениях…
На этот раз все тропы сухие и беговые – можно бежать и наслаждаться видами…
Но всё хорошее когда-то кончается, и вот она – расплата. Крутой лесной мягко-сыпучий спуск. Я его помню и не тороплюсь. Включаю режим повышенной осторожности – падать совсем не хочется, лёгкие карбоновые палочки ломать – тоже. А при таком мягком грунте сломать карбон на спуске – пустяковое дело, они в него уходят глубоко и могут сработать на излом, если начнёшь падать. Поэтому и не тороплюсь, взвешиваю почти каждое движение… За этим занятием меня обгоняет наверное два десятка человек, обгоняют почти непрерывно, один за одним, один за одним… Ну и ладно – они молодые, безрассудные смелые и техничные, а мне здоровье дороже 🙂
Кстати в финальном протоколе, точнее статистической моей карточке участника, будут наглядно “видны” два “брульно-техничных” спуска – этот и следующий, перед ПП Кутан-Канзи.
На ПП Шишилик сверяюсь с графиком – иду даже на несколько минут быстрее планового “двенадцатичасового”. Но это и хорошо – впереди начинается совсем новые для меня две трети дистанции – там я ещё ни разу не был! Запас времени ещё пригодится на неожиданные неприятности…
ПП Шишилик – ПП Кутан-Канзи, 14км/720+. Моральная яма.
Немного по дороге, потом по отворотке, и вновь лезем на гору. Подъём более-менее стандартный, тропа ничем не запомнилась. Но слева иногда довольно причудливый рельеф, есть на что посмотреть…
После подъёма довольно быстро начинается незнакомый лесной спуск. Он чуть менее крутой, чем предыдущий, но зато заметно длиннее. И расслабляться не даёт – “техничные” элементы регулярно встречаются. Колючие кусты, резкие мягкогрунтовые сбросы, камни. Плавно переходит в петляние по ручью, с перепрыгиванием с берега на берег, где опять не расслабишься ни на секунду – камни, колючки, неочевидные траектории – а это значит постоянное, ежесекундное лихорадочное “сканирование” разметки. И это длится и длится… Гораздо дольше, чем крутой спуск к Шишилику. И вновь меня начинают обгонять пачками, и вновь их в сумме около двух десятков… Причём на довольно пологих участках они уходят за горизонт так быстро, что у меня создаётся стойкое ощущение, что я стою на месте. Ну, думаю, всё, съехал в режим “доходяга на автопилоте”. Придётся финишировать за 13-14 часов, пешком, в темноте, медленно и печально. А почему? Почему так быстро “сдулся”? Что я сделал не так? Питание вроде обычное, как много лет, тот же углеводный порошок ака “афанагель”. Погода хорошая, ничего не болит, ничего не беспокоит… Начал строго по плану, в графике… Непонятно… В таких мрачных мыслях добредаю (как мне кажется) до ПП Кутан-Канзи, где, наконец, можно объективно свериться с моим планом-табличкой.
ПП Кутан-Канзи – ПП Русло , 16км/1000+. Воспрянем духом!
Достаю табличку, гляжу в неё… Протираю глаза и ещё раз гляжу. Чудо! Я по-прежнему в плановом 12-часовом графике, и у меня по-прежнему даже есть небольшой запас, несколько минут. Ну то есть у меня всё в порядке, и я вовсе не “сдулся”, и вообще всё прекрасно! Это я сам себе навнушал, глядя на обгоняющих меня бегунов, у которых просто совсем другой баланс между силой и техничностью. Они техничные, но слабые – не могут подниматься в гору как я, и поэтому отстали. А на техничных спусках отыгрались. Ну, а сейчас и я отыграюсь, начнётся длинный тягун вверх. Поехали!
Дорога плавно поднимается вверх. Очень плавно, угол невелик. Наверняка лидеры здесь попросту бежали. Даже я, наверное, мог бы тут бежать, но недолго, поэтому экономлю силы и иду (условной) скандинавской ходьбой. Впрочем, как и все остальные до горизонта, кого я вижу. И медленно, очень медленно, разрывы сокращаю… На горизонте живописная горная стена в торце ущелья… красиво… А мы поворачиваем налево-вверх. И начинаем подниматься по тропе. Нагоняю целую группу. Ветер гонит песок в лицо из-под ног впередиидущих. Прикрываю глаза, морщусь и отфыркиваюсь… А тут из засады как раз фотограф!
После подъёма спуск на этот раз довольно комфортен – можно бежать. И вновь радуюсь, что выбрал 65, а не 120 – удаётся бежать, конечно не так быстро как на девятом километре, но всё же пока ещё бежать…Последние 4 километра перед разворотом на подъём – за 25минут. Это по 6:15 мин/км. Вполне себе бег! Ноги ещё живы!
Вновь плавный подъём по дороге, вновь медленно и методично “подъедаю” конкурентов ритмичной “скандинавской ходьбой”… В кавычки ставлю потому, что сомневаюсь, что настоящие ходоки ходят именно так, никакой правильной скандинавской техники я не знаю, никогда не изучал – я просто иду, отталкиваясь палками по очереди, в эдаком “лыжном” стиле, с выпрямлением и расслаблением “задней” руки. Так и дохожу до ПП Русло. На часах около 10 часов от старта, это прямо ровно по графику – значит осталось всего два часа и я должен успеть!
ПП Русло – Шамилькала (финиш), 11км/430+.
Ещё с подготовки к “Трём курортам”, которые перенесли из-за погоды (см. мой осенний отчёт) у меня остался запас уже смешанного порошка (ака афанагель). Как раз почти сколько нужно, ну может чуток меньше. Уже в Махачкале, рассыпая его по разовым зип-пакетикам, я обнаружил, что одного пакетика (на фляжку 500мл) всё же не хватило. Неудивительно, ибо рассыпаю я всегда на глаз, не тащить же с собою весы. А фасовать в Москве стрёмно – при просвете в аэропорту множество одинаковых пакетиков с белым порошком могут зародить нехорошие подозрения 🙂 Короче, распланировал я этот недостаток на последний ПП, когда “уже неважно, залью что-то на месте”. И вот смотрю, а на ПП в числе прочего предлагают некий “изотоник”. Хорошо, сообразил – “налейте в стаканчик” – и попробовал. Еле выпил треть стакана. остальное вылил – вкус ужасный! Хорошо, что не залил поллитра вслепую во фляжку!!! Вместо этого попросил залить минералки – и под конец, перед финишем – отлично пошла, не пожалел. А во вторую фляжку развёл последний свой пакетик и потом пил его на дистанции и наслаждался, вспоминая стаканчик на ПП – какой же он (афанагель) у меня всё-таки вкусный, не то что фирменное спортпитовское пойло… А всего лишь (помимо мальтодекстрина, фруктозы и регидрона) надо было добавить Зуки! В этот раз у меня был “манго-апельсин”.
Но вернёмся на дистанцию. После ПП пошёл опять плавный подъём. Опять палки, ритм, опять кого-то подъел. Потом – плавный длинный комфортный спуск по доисторическому руслу. Тут меня обогнало несколько бегунов, всё-таки ноги уже не так свежи. Но по-прежнему это ещё отдалённо можно назвать бегом, а не обычным моим “ультратрейловским” финишным ковылянием. Ибо 7 минут на километр – это всё же не 9 и даже не 8…
За три с половиной километра до финиша уже вполне темнеет, надеваю фонарь – как раз начинаются предфинишные пупыри, за которые Антон (директор гонки) заранее извинялся, типа “они неудобны, некрасивы но другого пути нет”. Ну в темноте особых некрасивостей я уже не увидел, а из особых неудобств – разве что два коротких крутых сыпучих “спрыга” перед шоссе и один короткий сыпучий “спрыг” уже перед самым финишем. Но это буквально десятки метров. Хотя, можно поспекулировать, что ровно эти три “спрыга” и дали те самые ровно три минуты, на которые я “опоздал” к финишу, ибо вместо заявленного заранее результата “12 часов” финишировал я с результатом 12:03 ! Впрочем, для на 66% незнакомой дистанции точность прогноза всё равно оказалась на высоте! Ну, или короче – “сказал – сделал!”.
Ну всё, теперь плов, вкусный финишный глинтвейн, в школу переодеться и – в микроавтобус, в Махачкалу.
Мини-анализ результата.
Итак, что мы имеем?
По занятому месту – в верхних 25% протокола (и даже 22% в категории М45+, хотя мне 56). Редко когда было лучше, так что всё в порядке. По динамике мест между ПП всё вполне ожидаемо. До Аймаки мне всё было комфортно. Потом – два “брульноспуска” с пропуском вперёд по два десятка техничных ребят – ну вот они – как раз сорок мест. А потом на тягунах после КутанКанзи десяток мест отыграл. И такой расклад меня очень радует, с учётом моего возраста (скоро уже 57, не мальчик). Ибо с возрастом прежде всего начинают падать силовые показатели (в пределе – до саркопении). “Лобовой” подъём в гору – по сути силовая мышечная работа, техники и координации там минимум. А как раз на этих участках меня не обгонял практически НИКТО! В основном обгоняли на технике, на смелости, но не на силе. Ну, а значит “старость меня дома не застанет” (С)! Ещё поборемся!
Ну и чисто для себя вывод – пора завязывать с ковылянием на сверхдлинных (более суток) дистанциях, вполне достаточно 10-20-часовых. Чтобы всё-таки иногда бежать, а не бродить… Прошлогодней RWT-180 я уже всё,что мог, доказал, “галочку поставил”, хватит этих рекордов…
О DWT-2023 в целом, безотносительно меня.
Мероприятие, на мой взгляд, получилось ПРЕКРАСНО.
Из природных факторов – наконец, полностью порадовала погода – было сухо и комфортно, как по покрытию под ногами, так и по текущей погоде. КрасОты самого Дагестана – тоже природный фактор.
Всё остальное сделали организаторы. Уже предыдущие пара дагестанских трейлов, в которых мне довелось участвовать, были вполне достойными по организации. См., например, мой отчёт 2019 года. С тех пор число участников заметно выросло, но при этом ничто хорошее не исчезло, а организация стала ещё более чёткой, учитывая и исправляя старые недочёты.
Итак, что относительно нового я заметил:
- маршрут стал ещё более красивым и разнообразным, виды на новых для меня участках разнообразнее и симпатичнее того, что было в 2021 году. Хотя чисто технически спуск между Шишиликом и КутанКанзи не в моём вкусе, но это – мои личные особенности, большинство его проходит нормально, а объективно там тоже есть на что посмотреть. Ну и дальше пейзажи ущелий с монстр-стеной на горизонте поинтереснее, чем скучное плато предыдущей версии.
- чёткая жёстко-организованная посадка в трансфер
- больше фотографов на правильных местах. Вспомните мои жалобы 2019 года, где я приводил свои фото с Айгера на фоне гор как образец – теперь, наконец, есть похожие фото из Дагестана!
Напомню основное из того, что было и раньше, и вообще уже стало свойственно стартам от Wild Family:
- качественная разметка
- широкий выбор дистанций
- чёткий тайминг (следование расписанию)
- структурированный исчерпывающий сайт с максимумом информации
- богатые ПП, дружелюбные волонтёры
- разумный полезный стартовый пакет без “мусора” (ну, почти :))
- фиксация отсечек в реальном времени с онлайн трансляцией
- оперативная обратная связь, телеграм, соцсети…
Короче, полный комплект… 🙂
И, по традиции, беру лупу и начинаю выискивать пятна на Солнце…. Ищу, ищу… о, кое-что нашёл! Целых полтора пятнышка, итак, что бы ещё хотелось:
- помочь починить туалет в Гергебиле, чтобы открыть вторую половину кабинок, хвост очереди перед стартом изрядно понервничал…
- на первых паре ПП положить и “обычные” чипсы, из картошки, они ведь были дальше, а на первых двух почему-то только “эдакие”…
РЕЗЮМЕ: “AFANAS APPROVED”
Интересный рассказ. Как-будто сам преодолел дистанцию. Хотя я тоже там был, но на 35. И многие моменты реально знакомы: и вкус изотоника на ПП, два спрыга на финише, фотограф в засаде, где я, кстати бежал (на фото уже увидел), о чем потом пожалел)))
Поразил точный расчет времени прохождения. И грамотное планирование всех этапов.
Согласен с объективной оценкой организации мероприятия. Все так! Все реально было круто!
Желаю дальнейших успехов в трейлах!