DWT-2019

21 апреля я принял участие в трейле Dagestan Wild Trail, на дистанции «Парящий орёл» (112км/4600+). Формальные результаты: финишировал 21-ым в абсолюте (из 63 стартовавших и 51го финишёра) со временем 19часов 50 минут.

Ниже сначала будет субъективный дневник (хронологический, общественно бесполезный), а потом уже  какие-то выводы с претензией на объективность 🙂

Дневник. Перед отъездом.

Уже четыре весны с 2015 по 2018 гг я каждый апрель открывал трейловый сезон в Хорватии, на «100 miles of Istria» (дважды — сотней, дважды — стомильником). Наскучило. Как раз вовремя появился схожий по параметрам Дагестан, со слов организаторов вполне беговой (ну т.е. в моём понимании — типа UTMB, Хорватии и т.п.). Регистрируемся. Ждёмс…

Оценочные вычисления на основе результатов ССС показывают, что при нормальных условиях стоит расчитывать на время около 19:30.

Последняя неделя перед отъездом. И тут пришёл ОН — ̶п̶и̶п̶е̶ц̶  циклон. Небывалый для тех мест в такое время. Прогнозы ГисМетео — как сводки с поля боя — снегопады, дожди, минусА… Вот уже и фотки от разметчиков — мёрзнут по колено в снегу… Коронное «оптимистичное» предупреждение от организаторов — «Пожалуйста, одевайтесь тепло — это даст вам небольшой шанс финишировать«.  Синоптики подтверждают — на старте ждут минус 8, в горах — минус 10-15.

Пересматриваю стартовый комплект. Никогда ещё не бегал в поларе и тайсах —  придётся попробовать. Кладу и пуховку в заброску, мало ли что…

Дневник. Махачкала. Яндекстакси-1. Брифинг.

20 апреля. Прилетаем Аэрофлотом, в самолёте много знакомых лиц. Пытаемся заказать такси на четверых (мы с Максимом и Денисом живём в одном номере, плюс примкнувший к нам Никита тоже рядом живёт). По предварительной информации (в том числе от организаторв, а также с Яндекс-карт) должно работать приложение Я-Такси. Работает. Но…  по-дагестански 🙂  Цену показывает около 400 рублей, даёт сделать заказ.  Дважды (с разных смартфонов) заказ берёт некий водитель и через минуту сообщает что не может завестись… Звоним по другому номеру в какую-то местную службу такси (из письма организаторов) — картина повторяется (!). Через стекло видим, как местные «бригадиры» разруливают клиентов по «своим» машинам (эту «мафиозную» картину можно было наблюдать и у нас, но довольно давно, до появления интернет-служб и т.п. цивилизованных сервисов). Пробуем прицениться к «мафиози». Просят 800. Оглядываюсь — почти все уже уехали, богатого выбора клиентов не предвидится, а машины ещё есть — торгуюсь до 600. Успешно. Уезжаем.  Селимся.

Перед брифингом получаем стартовый пакет, очереди практически нет. Редкий случай, когда в пакете полезно практически всё. Стаканчик оказывается компактнее моего сплавовского — берём в рюкзак. Херасеодеяло(С) — тоже сложено в более удачную форму чем моё фирменное, аккурат под размер кэмповского внутреннего кармана в рюкзаке-жилете — тоже берём сразу в дело. Мешки под заброску — удобные и неодноразовые, не то, что в Хорватии 🙂

Брифинг краткий, всё по делу, в-основном  всё про ту же тёплую одежду и снег в горах.  Дороги развезло. Планы окончательно корректируются с «выбежать из 20 часов» до «выжить и уложиться в КВ (сутки)».

Дневник. Трансфер-1. Трейл. Ночь.

Девятый час вечера. Загрузились в пять «спринтеров». Выехали вовремя. Спереди — мигалка сопровождения. Заложено было 3,5 часа, нам советовали если приедем раньше — переждать холод в машинах. Однако, ехали на самом деле около 4 часов, так что старт даже передвинули на полчаса. Дорога достаточно изматывающая — серпантины, ускорения-торможения. По отзывам в Сети кого-то укачивало, но конкретно в нашей машине даже в туалет никто не выходил на двух коротких «перекурах», так что «острых» случаев я лично не наблюдал.

Выходим. Реально холодно. Я в поларке поверх лонгслива и в ветровочных штанах поверх тайсов. Пока дошагал до туалета, замёрз — полез в рюкзак и надел мембранку поверх.

На входе в стартовый загончик — выборочная проверка снаряжения. Подхожу лично к Антону, здороваюсь, — он сразу называет модель моей курточки («ага, Сивера Гвор») и пропускает — на мне всё это снаряжение и так видно 🙂

 

Ещё один короткий, но важный брифинг — последняя гора и плато из-за снега и мороза стали опасными, их обведут по дороге вниз после предпоследнего ПП. Длина не изменится, но набор высоты, разумеется, будет меньше. (Так оно и вышло — 4600 вместо заявленных исходно пяти с половиной). СТАРТ!

Побежали, небольшой «разгонный» спуск и пошла тропа в гору. Первые километры иду во всей имеющейся одежде. Первый выход в обновлённом «Гвор-е» 🙂

Постепенно разогреваюсь, и, в конце концов, останавливаюсь чтобы снять курточку и убрать в рюкзак — остаюсь в лонгсливе и тонком поларе (чёрная кофточка из Декатлона за 399 рублей). Забегая вперёд, отмечу, что до утра в таком виде было вполне комфортно.

Обещали заход в развалины Гамсутля, якобы подсвеченные, и даже небольшой реверс ради этого. Не знаю как остальные. но я лично никакого Гамсутля так и не увидел, да и реверса не заметил. Было несколько подъёмов-спусков, был брод чуть выше щиколотки, было несколько фотографов в засаде, Гамсутля — не было 🙂 …

Забежали в какой-то жилой посёлок, ближе к его концу — первый пункт питания. Перезаряжаю воду, беру горсть чипсов — далее обещают длинный пологий спуск по дороге. А вот и она… Мдааа… Сказать что дорога «раскисла» — ничего не сказать. Мы уже привыкли называть грязные тропы «гОвнами». Но тут это слово можно было применять в буквальном смысле! После таяния снега, буквально накануне старта по дороге прошли стада овец (а может и коров тоже), не только основательно размесив грунт в рыхлую массу, одновременно вязкую и скользкую, но и прилично «удобрив» всё это сверху продуктами своей жизнедеятельности во всех их видах… Лично для меня преодоление этого месива дополнительно осложнялось буксующей  «лысой резиной» моих XT6, наверное «спидкроссы» были бы тут более уместны.  Эта порнография продолжалась километров восемь…  А ведь если бы не снежный циклон, могла бы быть очень «пробегаемая» сухая дорога… Но так или иначе, говноспуск закончился и начался плавный подъём по вполне комфортной сухой дороге…

Свет фонарика иногда выхватывает молчаливые тени, стоящие по обочинам по одному или по двое, с автоматическим оружием. Не рассматриваю их в деталях, чтобы не слепить фонариком — представляю как бы мне было неприятно если бы меня на «рабочем месте»  слепил каждый проходящий, и так почти сто раз… Позже, днём, мы ещё на них насмотримся. Похоже, охраняет нас весь личный состав Росгвардии Дагестана, во всяком случае их едва ли не больше, чем нас 🙂

После подъёма от Гуниба идут плавные спуски, где по грунтовкам. а где и по азимутам с довольно разнообразным микрорельефом. Постепенно рассветает….

Дневник. Трейл. День.

Долина изрезана причудливыми овражками-каньончиками, иногда пересекаем террасы, явно насыпанные когда-то для земледелия…  Разметка в целом хороша, особенно если не тупить и поглядывать на следующий флажок сразу от предыдущего, а не шпарить в трансе по инерции, никуда не глядя… Пару-тройку раз сверяюсь с треком, но именно по причине «проскакивания», а там уже увидеть флажок может мешать холмик или кустик. Если вернуться назад, к предыдущему флажку и осмотреться внимательнее — то разметку видно, но время тратить лень, проще срезать сразу согласно треку в часах. Трек, кстати, вполне подробный, годный. По бокам долины возвышаются горы. Они достаточно своеобразные, не похожи ни на Альпы, ни на Крым/Хорватию. Чуть ниже что-то будет на фотографиях…

Долгожданный пункт питания на 38-м километре забрался в пещеру, вырытую ручьём. Кто-то говорил про водопад, но сейчас там сухо.

После ПП протыкаем окраины посёлка и лезем на симпатичную гору, классической косой тропой, наверху появляется снег. Виды открываются… На спуске приходится притормаживать — страшно подскользнуться, тропа частично с остатками снега, частично мокрая… В который раз про себя отмечаю, что если бы не снегопад накануне, тут славно можно было бы бежать, не тормозя…  Солнце начинает припекать. Снимаю, наконец, поларку и расстёгиваю штанины, заправив их за пояс — получаются эдакие шорты-юбка поверх тонких тайсов. Вовремя, ибо явно теплеет.

Ещё один локальный подъёмчик на какой-то холмик, и длинный спуск-траверс к дороге на Гергебиль. Этот кусок мне не особо понравился — местами какой-то «мусорный» (не в смысле бытового мусора, а в смысле каких-то камешков, кочек, непрерывного смотрения куда наступить).

Пересекаем дорогу мимо уже привычных автоматчиков, и бежим параллельно по садам в сторону Гергебиля. Бежим? Хм… Ну вроде ноги бегут, но на горизонте как маячил пешеход, так и маячит, не приближаясь… Движения беговые, но темп — пешеходный. И солнце уже жарит так, что хочется поменять тайсы и лонгслив на футболку и трусы. Но нету 🙂  Ну и ладно, мы это «замедление» уже проходили на стомильниках — обычный эффект усталости и низких зимних объёмов бега. Не вижу смысла форсированно ускоряться — впереди, после Гергебиля, — основной подъём, практически двойной вертикальный километр, там будет возможность задолбаться, зачем это делать раньше времени? 😉

Долгожданный ПП в Гергебиле. Чем-то напоминает Бузет — такой же большой зал с забросками справа от входа… Из заброски беру только углеводный порошок на вторую половину (ака «афанагель»), никаких носков и прочей одежды не меняю, работает — не трогай. Беру суп с курицей — очень вкусно! Полстакана кока-колы — и в путь, нечего засиживаться. На выходе проверяют куртку и фонарь.

Ещё немного по посёлку, затем налево вдоль «стены» — неужели мы на НЕЁ полезем? Ну да, а куда ж ещё, другой тут нет… Не в лоб конечно, а сначала по косой, потом серпантинами, потом по отрогу, только успевают мелькать сотни метров набранной высоты. Отрог плавно переходит в узкий хребет. Красиво, но очкруто и очстрашно, не то что в Крыму. Неужели нам по нему?  Фух, нет, буквально двадцать метров лазания лицом к склону, и мы спускаемся на траверсирующую тропку, которая довольно плавно доводит нас до продолжения подъёма. Сверху вдали маячит каменный обрыв — нам под него, потом под ним траверс налево, а потом «финишный» подъём на сам обрыв — короче, ещё прилично подниматься…  Если оглядываться по сторонам — это одно из самых красивых мест — видны ущелья-каньоны прямо под ногами, далеко внизу — Гергебиль, а за ним, после ближних гор, на горизонте открываются снежники высокого Кавказа…  Захватывающие виды!!! Снизу доносится крик муэдзина с минарета в Гергебиле. Ох, неслабая у него усилительная аппаратура, если я его слышу после набора более километра высоты! По масштабам — это примерно как услышать происходящее в Ласточкином Гнезде с вершины Ай-Петри!

На второй половине подъёма обгоняю несколько уставших подниматься, в том числе и Владимира Кота. Местами начинается скользкая грязь из-за снега, но на подъёме меня она не особо волнует, ну буксую иногда на своих лысых XT6, но палки же есть, скорость низкая, это — не спуск, подскользнуться сильно труднее… Наконец после набора 1500 метров по высоте, мы вылезаем на дорогу. Далее по ней сначала вдоль того же самого обрыва назад, затем вниз серпантинами к ПП. Хоть и поднялся я относительно легко по ощущениям, но вероятно ногам всё же досталось — бежать они вниз не хотят. Ну т.е. то же самое что перед Гергебилем, только уже не на плоскости, а на спуске. Вроде общее состояние бодрое, бежишь, проблем нет, ничего не болит, а темп — почти как пешком…  Ну и ладно, мы же не на пьедестал торопимся.  ТрусИм как можем 🙂

На ПП  среди прочих дежурит Саша Элконин. Ябедничаю ему про Кота 🙂  Говорит, что дальше рельеф проще и мягче. Хм, постфактум я бы так не сказал 🙂

Поднимаемся дальше, начинаются снега и туман (облако). Бежим втроём с двумя случайными попутчиками. Ёжики в тумане. Много длинных узких спусков-траверсов крутого склона, которые в сухую погоду бежались бы легко и спокойно. Но сейчас даже если тропа протоптана до мокрого грунта, склон всё равно из снега, и  основание склона теряется в тумане (т.е. высота приличная, лететь далеко). Да, умом понимаешь, что это не тот плотный снег с настом, по которому фатально «улетают»  (да-да, меня 15 лет назад учили зарубаться, я ходил в связках и с ледорубом). Но подсознание всё равно тормозит, кричит «аккуратнее, ты куда торопишься, под ноги смотри, тут же скользко!». Торможу. Наконец, отлогие траверсы сменяются крутым спуском по лесу. Ого! Так круто я ещё не спускался! Элконин явно что-то недоговаривал 🙂 Без палок ноги проскальзывают, грунт местами мокроват… С другой стороны палки жалко — грунт рыхлый, палка уходит глубоко и сломать её кончик  не составит большого труда… Думаю, в сухую погоду тут теоретически можно, пожертвовав попой, спуститься быстро, ну сядешь на грунт задницей несколько раз, проскользнув, но вроде грунт мягкий, травм не должно быть… Я же особо не тороплюсь, торможу при каждой возможности, впрочем, всё равно заметно опережаю двух своих спутников, которые жалуются на квадрицепсы. У меня с квадрицепсами нет проблем, я ж в Крыму не зря неделю торчал накануне 🙂

Изнурительный спуск заканчивается на дороге, упираясь сразу в ПП. Там, как обычно, отличный выбор всего что пожелаешь, но дополнительно волонтёр настоятельно хочет сделать всё за меня (засЫпать и размешать порошок в бутылки), что и проделывает, пока я подкрепляюсь чипсами с чаем. Дальше — по «аварийному» треку, ну т.е. без трека, по разметке — вниз по грунтовке километров двадцать, а потом ещё шесть вдоль шоссе. Убираю палки в рюкзак — почапали. На бегу пытаюсь замерить скорость, чтобы наконец оценить время финиша. Новые часики настроил так, что текущего темпа на экране нет, так что просто засекаю время и расстояние и делю друг на друга. Выходит, что должен уложиться в 20 часов. Вот так — с одной стороны снежный форсмажор (грязь, снег, торможение на спусках) усложнили гонку, с другой — организаторы упростили, убрав последний «горный» участок, в итоге — факторы аннигилировали, и на выходе — те же 20 часов.

Ну это — пока теория, на практике нужно удержать темп ещё почти три часа! Ну что, будем держать! Дорога комфортная. живописная, серпантин с видами на горы и закат, есть даже настоящий каньон практически похожий на тоннель между отвесными скалами… Темнеет. Но одеваться не требуется — похолодание от вечера компенсируется потеплением от спуска в долину. Надеваю и включаю фонарь. В его свете хорошо видно пыль, поднятую изредка проезжающими навстречу автомобилями (примерно раз в полчаса), при проезде каждого следующего стараюсь первые минуты две дышать только носом и прищуривать глаза, пока облако не осело. А вот и шоссе, а перед ним — последний ПП. Обещали только воду, но он вполне обычный, даже с какой-то едой и кока-колой. Выпиваю полстакана колы — и дальше, надо добивать оставшиеся шоссейные 6км. Ковыляю по левой стороне асфальта, в момент проезда встречных машин отклоняюсь на обочину — она там есть и вполне сухая и ровная, так что особых проблем или неудобств я не помню. Разве что еле-заметный непрерывный  подъём после долгого спуска кажется субъективно более крутым, с непривычки, хотя на самом деле там почти плоско. Так что не очень понятно возмущение некоторых финишёров в сети про полную «демотивацию на шоссе». Ничего особо ужасного там не было, даже фуры срашные или КрАЗы вонючие не ездили, а вполне себе культурные легковушки, не особо пахнущие… Всё нормально, короче, и пыли от машин нет в отличие от грунтовок 🙂 .

Наконец, поворот с шоссе на финиш. Результат — 19:50. Удержал. Уложился. Медаль на шею. Можно расслабиться. Светлана ведёт в столовую, подкрепляюсь гречкой с мясом. затем раздевалка в школьном классе (ох, и наследили мы там своими грязными кроссовками!). Переодеваюсь в сухой хлопок из заброски, просторные шлёпанцы и иду в машину. Осталось дождаться наполнения, ибо службы безопасности дали инструкцию ездить только по две машины, поэтом ждать придётся наполнения не одной, а сразу двух.

Дневник. Трансфер-2. Яндекстакси-2.

В ожидании отправки ложусь поперёк длинного сидения калачиком. Погружаюсь в полудрёму. Примерно через минут 40 отъезжаем, пересаживаюсь в нормальное кресло лицом к движению. За окном примерно половину времени — темнота и серпантин, изредка — какие-то тоннели. А вот вторую половину, не то час, не то полтора — бесконечная улица Махачкалы. Автозаправка-торговый центр-магазин-аптека-автозаправка-кафе-магазин-автозаправка-…. и так без конца. Так мне и запомнится этот город. Махачкала  — длинная и нескончаемая!

Наконец, стадион, километр пешком до аппартаментов, душ, чай с вкусняшками — и спать. Утром — сборы. Максим уехал ещё вчера, до моего прихода, по словам Дениса машину ему подали за две минуты. Ну что, понадеемся на Яндекс ещё раз.

Сдаём ключи. Выходим с Денисом на двор. Нажимаем кнопочку в приложении Я-Такси. Машина приезжает через полторы минуты. При цене Яндекса в 410рублей водитель округляет ВНИЗ(!), берёт всего 400.  Аэрофлот. Шереметьево. Автобус. Метро. Электричка. Я — дома!

Фото от Олега Чегодаева.

Двое суток бродил Олег Чегодаев вокруг нашей трассы без сна, отснимал профессионально кучу прекрасных видов и репортаж, жаль я его немножко не догнал и в кадр не попал 🙂 . Позволю себе выложить коротенькую выборку для иллюстрации тех пейзажей, которые я видел  за  двадцать часов своего трейла.

Пляски с протоколом. Поиграем в ITRA 🙂

Я так и не понял субъективно, насколько хорошо (исходя из собственных возможностей) я пробежал. Вероятно, непривычные условия спутали все карты…Тут и непривычные покрытия, и техничные (сложные для меня) спуски, и непривычная одежда (никогда не бегал в поларе до этого, всегда хватало одного слоя).  Вроде бы и устал, но ничего не болит и через день по парку легко бежится пятёрочка из пяти минут на километр без усилий, как и не уезжал никуда. Ноги и ногти целы. Всё вроде хорошо, но… какой-то лёгкости не испытывалал на дистанции, а вот, допустим, в третий день CXR-18 — чувствовал. Вот как-то тогда интуитивно понимал, что бегу мощно, свободно… а тут — нет. Как бы объективно проверить? А очень просто — поиграем в ITRA.

Попробуем оценить для конкретного старта (именно со снегом, грязью, сокращённого и т.п.) «время бога», т.е. результат атлета с PI=1000.  Для этого возьмём из протокола результат произвольного участника с известным заранее PI и примем гипотезу, что и пробежал он ровно на свой PI. Тогда «время бога» для конкретного трейла просто равно результату, умноженному на PI и делённому на 1000. Понятно, что кто-то за прошедшее время натренировался и бегает сильнее, чем на «прошлый» PI. Но, с другой стороны, кто-то травмировался, или неудачно что-то спланировал, или просто мало тренировался — он пробежал слабее своего PI. Взяв достаточное число участников и попросту УСРЕДНИВ «время бога» по ним, мы скомпенсируем все подобные отклонения, ибо они случайны. Я взял двенадцать человек. После усреднения «времени бога»  (оно вышло 10:24 ) заодно посчитал всем PI за эту гонку. Ну и упорядочил всех по отклонению (кто пробежал сильнее своего прошлого PI — тот выше). Вот что вышло:

Ну вот, теперь понятно — пробежал на «минус 26», т.е. слабенько. Значит, всё-таки, некомфортные спуски сделали своё дело. Всё-таки в техничных спусках у меня слишком явно превалирует безопасность над скоростью, голову отключать (как советуют профессионалы) я так и не научился, да, в общем-то, и не собираюсь этого делать 🙂

Так стоит ли ехать? Попытка оценки.

В целом, я не нашёл ни одного «противопоказания», т.е. причины, почему бы не поехать.

  • Маршрут. Логичный, показывает виды с разных сторон, разнообразный, красивый.
  • Разметка. Хорошая. Если не тупить, то везде читаемая без трека. «Отличную» я бы поставил разве что UTMB —  она вообще для идиотов. Но там все тропы веками топтаны и бюджет иных порядков. А тут много бездорожья объективно, а это всегда сложнее размечать…
  • Пункты питания. Всё всегда есть, вкусно, чётко, на любой вкус. Помпы ваще зачётные!
  • Прочие аспекты организации. Всё логично, чётко, разумные брифинги, быстрая выдача, чёткий тайминг (не в смысле результатов, а расписание трансфёров, стартов и т.п.), еда на финише, полезный стартовый пакет, другие мелкие детали.
  • Безопасность. По всем параметрам — отлично. 1) Готовность и, главное, ресурсы в последний момент корректировать дистанцию. Можно долго ныть про «противное шоссе», но в мире не дураки, везде при дождях/грозах/снегах пускают треки либо ниже, либо вообще останавливают гонки, это разумная мировая практика, жертвы никому не нужны… 2) Честная оценка трудностей дистанции «сверху», а не скрывание возможной «задницы» (вспоминается на контрасте «вам там мальчикам перешагнуть а девочкам перепрыгнуть, я лично брёвнышко положил», а на деле — все по пояс в болоте) 3) охрана внушительными силами правопорядка. Неважно, чья это заслуга в большей степени — настойчивости организаторов или инициативы республики, нам важен результат — продуктивное взаимодействие с властями вместо противодействия и запретов.

Если бы я был…

Вы спросите — «так что, неужели вот прямо всё-всё понравилось?»  Да нет, конечно, не бывает так, даже на Солнце есть пятна… Но во всех своих ворчливых заметках (см. например про ГРУТ или CXR-18) я всегда пытался не просто ругаться, а поставить себя на место организатора и подумать — смог бы я сделать лучше и как конкретно? Глупые организаторы воспринимали всё как «наезд», а умные — брали мои идеи потом на вооружение…. Так вот тут, с Дагестаном, у меня возникли сложности с поиском альтернатив… Но, по порядку.

  • Финальную дорогу сразу оставим в стороне — это форсмажор, вероятность такого же сильного снега в это время минимальна. Впрочем, дорога меня особо не напрягла.
  • «Говноспуск» от первого ПП — не понравился, даже очень. Но тут тот же форсмажор — при наиболее вероятной «нормальной» погоде он был бы сухим и хорошо пробегаемым.
  • Четыре часа трансфёра по серпантину перед стартом сотни. ЧЕТЫРЕ, Карл!  Плохо? Да. Но вот какие альтернативы тут можно придумать? Перенести «базу» поближе к старту, из Махачкалы в тот же Буйнакск — не вариант, там три с половиной плохих гостиницы на сотню мест в сумме, все туда тупо не влезут. Кемпинг ещё ближе — ещё хуже — мало того, что некомфортно, ещё каждому придётся как-то самостоятельно (читай — дорого) добираться до аэропорта/жд, ибо трудно всех заставить прилетать/улетать одновременно, групповой трансфер затруднителен. Хорошо, тогда остаётся вариант чуть подвинуть старт соточников ближе к Гергебилю — как я уже писал в дневнике, Гамсутля всё равно толком не видно, да и ничего ночью толком не видно, так что можно попытаться найти первую половинку трека до Гергебиля с другой стороны, не забираясь в дебри у Гамсутля. Ну, например, приходить в тот же Гуниб  с севера, эдакой петелькой из районов Курми/Хвартикуни. Или вообще изогнуть кольцом из того же Гергебиля… Можно ли там пробежать? Не знаю, тут разведка нужна, готовых троп на карте там почти нет, есть дороги, но степень их загруженности/пыльности/живописности тоже надо смотреть на месте.
  • Небольшие «скалолазные» кусочки на подъёме на г.Зуберха, «крутоватый» сброс по лесу к ПП86 — не люблю я это, факт, но альтернативы особо не вижу. В случае с «хребтом» прямо наглядно видно, что вокруг — ещё хуже, а тут всего пара минут напрячься, зато весь остальной подъём логичен и при этом живописен.
  • Пожалуй, единственная претензия, где я знаю альтернативу — не тащить фотографов Спорт-Имаджа на старт ночью, лучше загнать их на Зуберху днём, чтобы и пятидесятников снимали, и соточников дождались! Если снизу подняться тяжело, можно сверху спуститься, до окрестностей «скалолазного хребта».  Там же поверху обычная автодорога идёт, серпантин, прямо от пункта питания, мы как раз по ней спускались!  Хочется иметь больше фоток на фоне гор и ущелий, а не на чёрном фоне в темноте. Так (в темноте) я и сам могу около дома в парке снять постановочно, у меня есть и зеркалки, и согласованные кеноновские вспышки, и штативы… А на Зуберхе на подъёме много классных точек, в том числе с видами да дальний высокий Кавказ. Хочется получить на выходе нечто вроде вот таких фото, за такие и заплатить не жалко (эти — с Айгера) —

Превентивная полемика с сектой GRUTофилов.

Меня уже до отчёта начинают «подкалывать» — мол «ругал ГРУТ, а тут целых восемь километров говноспуска, и как ты выкрутишься?» или «хребет не хуже крымского — тоже обидишься и больше не поедешь? 😉 «.  Выше уже были намёки на ответ, но сформулирую ещё раз более конкретно.

Даже опустив форсмажор с циклоном, главное принципиальное отличие «грязи ГРУТа» от «грязи DWT» в том, что на ГРУТе — грязь ради грязи, т.е. преодолевая грязь ты в общем-то никуда не попадаешь — обычный унылый лес,  скучная дорога, на моих подмосковных маршрутах есть и более живописные места гораздо ближе к дому. На DWT — есть на что посмотреть, более чем, соответственно есть ради чего преодолевать мелкие трудности.

Тоже самое и с «хребтами» и т.п. Я — не против любых трудностей, я — против бессмысленных трудностей, препятствий ради препятствий. Если препятствие легко обойти по хорошей тропе, а меня на него гонят специально — это одно. А если препятствие расположено на оптимальном пути к неким красотам, высотам, пейзажам и т.п. — это совсем другое. Есть ради чего пыхтеть 🙂

Краткое резюме.

Годный, интересный, перспективный, грамотно организованный  старт. Слегка в этом году подпорчен погодой, но это временный форсмажор. Вполне рекомендую!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мысли о “DWT-2019”

  1. И Вам тоже таксист в аэропорту сказал, что не может завестись))) видимо это вежливая форма отказа. Спасибо за шикарный отчёт

  2. Я думаю это не отказ, а специально нанятый таксист-затычка, блокирующий интернет- и телефонные- сервисы для спокойной работы мафии на месте. У него и машины то может нет 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *