На этот раз простого краткого дневника мне кажется мало – совесть не позволяет оставлять зло неназванным, ибо умножится оно… Посему материал будет разделён на несколько частей и будет многабукоф.
Часть ПЕРВАЯ. Личный дневник про мои “приключения”.
Глава 1. История одной фотографии.
Чуть менее, чем за неделю до старта съездил в Сокольники за стартовым пакетом. Раздавали оперативно и без очереди. В пакете среди всякого рекламно-косметически-спортпитовского мусора обнаружилась саломоновская кепка и “грутовская” финишёрская майка-“алкоголичка”. Это спровоцировало меня сделать постановочный кадр, ибо в кухонном шкафу уже пятый год хранились остатки водки “Золотое кольцо” (!), которую мы использовали для мытья рук при домашних родах Михалыча (Михаила Афанасенкова – младшего) в январе 2013 года. Поскольку я не пью водку от слова “совсем”, то девать её было решительно некуда, а выбросить жалко (ну мало ли, вдруг компресс какой или продезинфицировать что-то понадобится). Сходил в магазин за плавленным сырком “Дружба”, но его новый дизайн мне как-то не понравился. Взял “Волну”, она меньше изменилась… Распечатал карту ГРУТ-2017 из интернета, сел за стол и нажал на кнопку автоспуска. Без всякой обработки выложил в Фейсбук, в группу “ТРЕЙЛРАННИНГ” – фото собрало рекордный отклик (более 300 лайков) за всю историю группы. Для меня особый юмор был в том, что я никогда в жизни не пил и не был пьяным. Стало быть, образ удался 🙂
Глава 2. Суббота перед стартом.
“Театр начинается с вешалки”
(К.С. Станиславский)
Всем участникам предоставлялся автобусный трансфер Москва-Суздаль-Москва. Автобусы должны были подаваться с 9 утра по мере заполнения. Я явился на место сбора к девяти. Там уже стояло около шести автобусов, некоторые были почти заполнены. Но толком ничего было непонятно – на многих местах лежали вещи, а народ, заняв место, бродил между автобусами в поисках лучших мест, а также, вероятно, заправлялся в ближайшей кофейне, где был кофе и туалет. Я загрузился в автобус и сидел минут 45 (!), бардак и броуновское движение между автобусами продолжалось. Потом принесли листочек и сказали составлять список пасссажиров, на это ушло ещё минут 15. В итоге через час (!) после посадки наш автобус, наконец, тронулся. К самому автобусу претензий никаких – нормальный междугородний бас с кондиционером. Но вот час мариновать людей на посадке совершенно без объективных на то причин – это выдающийся показатель. Для сравнения – когда на UTMB около двух тысяч (!) стартующих везли автобусами из Шамони в Курмайор, от посадки до старта автобуса проходило не более трёх-пяти минут, лично я ждал одну минуту (!). Как это делается, будет подробнее описано в отдельной части (см. ниже).
В Суздале встретился с Дмитрием М., забронировавшим заранее на нас квартирку, поел ухи, основательно разбавленной и безвкусной, понаблюдал за выдачей стартовых пакетов на месте – в этот раз учли прошлогодние ошибки и очередь раскидывали быстро, минут за пять. Заселились вполне комфортно. Пошли на макароны и брифинг. Очередь за макаронами была, но, опять-таки, заметно быстрее двигалась по сравнению с прошлым годом, минут двадцать наверное вместо двух часов.
Прибежал с тридцатки Михаил Долгий (далее – МД), слегка мокрый и исцарапанный, провёл брифинг, любуясь собой. Пересказывать его тут не буду, существенные цитаты буду вспоминать по ходу дальнейшего повествования. Отмечу лишь кратко, что было ещё не поздно рассказать про трассу правду, но этого сделано не было.
Планов (скорее, ожиданий) на завтра было, как всегда, три. Субъективно я был готов примерно как в прошлом году, или даже хуже (не было Крыма, объёмы ниже), в 2016 результат около 12 часов, но сейчас дистанция на 7км (как выяснилось – на 9) длиннее, стало быть плюс час минимум. Ну и мокрые леса-болота-грязь точно съедят ещё час. Плавали – знаем. Итого план-максимум = 14 часов. План-оптимум – 15 часов. Ну и план-минимум – финиш в контрольное время живым-здоровым (т.е. 18 часов).
Глава 3. Старт и первые 29км. Тесла-челендж.
“Мы, джентльмены, верим на слово”
(Из известного анекдота)
Ранний подъём, лёгкий завтрак, проходим мимо очереди в камеру хранения – и на старт. У нас квартирка на двое суток. так что камера хранения мне не нужна. И заброску на 70-й км я тоже решил не делать – особо нечего туда положить. Кормить и так там обещали, обувь у меня проверена, носки тоже, а менять их на сухие при размокшем лесе глупо – через пять минут опять будут мокрые. Аптечка (пластырь-вазелин)? Просто взял с собой в рюкзак, на 70м километре будет уже поздно пить боржом если вдруг натрёшь что-то на 30м-40м…. Ну разве что можно было положить туда три пакетика самодельного изотоника из десяти заготовленных на дистанцию, но эта экономия 130 граммов ценой вероятной потери времени на розыск-распаковку-запаковку показалась мне неразумной.
Проверка снаряжения на входе в стартовый корридор была забавной – нас строго спрашивали “ну у вас всё есть?” – “Всё!” – отвечали мы. – “Проходите”. Вспоминался старый анекдот (см. эпиграф).
Пять утра. Старт. Привычный по прошлому году круг по городу с минимальными изменениями, и вот мы уже бежим по узкой прибрежной тропе “паровозиками”. А вот и овражки “Тесла-челенджа”. Это – спринтерский мини-забег с несколькими крутыми спусками-подъёмами, минуты на три всего, но по нему отдельный зачёт среди всех участников (т.е., не только “соточников”, но и “пятидесятников” и “тридцаточников”, которых большинство, всего более 1700 человек). Понимая, что ровнять себя со “спринтерами”-тридцаточниками глупо, особо не ускоряюсь, бегу как обычно, ибо ещё около сотни километров впереди, и не самых простых. После окончания челенджа тут же о нём забываю, в ожидании предстоящих бродов. Но вот сейчас, при написании дневника, решил таки залезть на сайт результатов и найти себя в этом челендже. Поскольку на финише 109км я обогнал примерно 70% стартовавших, т.е. был в первой трети протокола, то с учётом спринтерских возможностей “тридцаточников” я ожидал себя увидеть где-то в первой половине протокола, на уровне 40-50% от начала, т.е. где-то на 700х-800х местах. Пролистал от 600-го до 900-го – не нашёл. Зато увидел кнопку поиска по стартовому номеру. Набрал. Брррр…. 65-е место из более 1700! 96% позади меня! И седьмое(!) место среди “соточников” (98% – позади)… Рекордсмен и бессменный лидер ГРУТ, мультипобедитель ТрансУралов, знаменитый Антон Головин – в третьей сотне, далеко, почти на полминуты позади меня (у меня 3 минуты 44сек. у него – 4 минуты с хвостом). Что-то я в этой жизни не понимаю. Вроде никуда не спешил, а обогнал Головина. Как??? По горам я не тренировался, в КАНТ и Сорочаны ни разу не ездил, трусИл тихонько вокруг дома… Разве что Хорватия апрельская стомильная до сих пор аукается 🙂 Так и вертится коммент к “алкогольной” фотке из первой главы – “мастерство не пропьёшь!” 🙂
Меж тем пробег продолжался – два брода не сильно отличались от прошлогодних и прошли довольно легко и комфортно, разве что во втором была неприятная высокая “ступенька” на выходе из реки, об которую нужно было “отжаться”, чтобы вытащить на неё ногу… Тогда мы ещё не подозревали, что, по сравнению с дальнейшими приключениями, этот брод по грудь – детские игры в песочнице 🙂
По ходу гонки минуем два пункта питания возле мостов. На обоих вода в двадцатилитровых бутылях, а помпы сломаны. Тому, кто просто пьёт – хорошо, стаканчиков пока хватает и их наполнили заранее. А вот на залитие фляг и гидраторов образуются очереди ( а ведь на брифинге МД говорил – “будут помпы, всем быстро всё наполним, не волнуйтесь”). Опять-таки, мы пока не подозреваем, что это всё мелкие незначительные детские хотелки по сравнению с полным отсутствием воды на ПП, которое ожидало около половины участников далее.
В целом, всё идёт пока ожидаемо. Погода комфортная. Тепло, но не жарко. Да, после ПП2 тропа чуть грязнее прошлогоднего, но это вполне предсказуемо. Дисциплинировано разбавляю пакет самодельного углеводно-минерального порошка на каждом ПП поллитрой воды, одной такой фляжки вполне хватает на расстояние между ПП, пока они часто, грубо через каждые 10км. По плану до ПП3 у меня поллитра на перегон, чтобы не тащить лишнего. К каждому ПП прибегаю без воды, ибо пью чётко по GPS, равными долями. Отработанная на 20-30-часовых горных трейлах привычка. На ПП3 планирую залить литр, с учётом примерно 50% вероятности что у маршалов на “автономке” вода кончится, ибо на брифинге от МД прозвучала фраза – “у маршалов воды хватит на всех, мы туда литров аж по двести забросим”. Я в уме поделил литры на 400 стартующих и понял, что на всех явно не хватит, но я, скорее всего, успею… Если бы сказали ТОЧНО, что участок автономный и воды не дадут всем, я бы взял третью фляжку и бежал с 1,5 литра. А так я решил, что в среднем случае у одного из двух маршалов я не успею, а у второго налью поллитра, итого те же полтора. В лучшем случае у каждого налью поллитра (итого – два). Ну а в худшем – протяну как-нибудь на литре….
На ПП3, уже ожидаемо, помпа не работала, но там волонтёры были порукастее – просто ножом вскрыли часть бутылей сверху до состояния открытых вёдер – можно было просто самостоятельно черпать стаканчиком во фляжку, не поднимая тяжёлую бутыль. Как и планировал, заправил полный литр, закинулся горстью изюма и отправился дальше. Пока еще не зная, что там ожидает….
Глава 4. Болото.
– папочка иди сюда, здесь хорошо… по горлышко!
– это ж надо соображать, где её, дуры долговязой, горлышко, а где моё! (не то Хазанов, не то Петросян )
Описание трассы, заботливо высланное всем участникам на участке 34-36км после лесного участка обещало “акваторию речки Пичуги” в виде двух прыжков через ручей. Цитирую дословно: “Первая переправа где лежит поваленное дерево, для мужчин можно перепрыгнуть, для девушек наступить на дерево и прыгнуть, мы подготовили специально для вас. Река неглубокая на данном участке, максимум по бедра. Вторую переправу, через 100 метров возможно преодолеть прыжком.” То же самое говорил МД и на брифинге, картинно подчёркивая, что бревно для девушек положил лично он (сто-пятьсот лайков от девушек, бурные аплодисменты), но, конечно же, очень экологично, дерево не живое, а уже ранее поваленное (бурные продолжительные апплодисменты, все встают 🙂 ). Заметим – ни слова о болоте. Только два прыжка.
Полтысячи визжащих от обожания поклонниц МД бежали Т30 и Т50 и так и не узнали цену этой бравады. В отличие от трёх десятков девушек-соточниц, которые после попытки “наступить и прыгнуть” уходили по шейку, а кое-кто и с головой (“максимум по бедро”, ага…). Лично я наступил, прыгнул и ушёл по грудь. Второй “прыжок”, разумеется, тоже не прыгался ни мужчинами, ни девушками, уходили по грудь а потом выползали по грязи. Но эти два ручья были сущими пустяками по сравнению с тем, что было МЕЖДУ ними и после них – обычная с виду болотная грязь в совершенно случайных местах засасывала ноги где по колено, где по пояс, а кому особенно не повезло – так и по грудь. Но это кардинально отличалось от брода – грязь была плотной и не давала ногам двигаться. Даже провалившись по колено, нога вытаскивалась с трудом. Провалившихся “по трусы” уже приходилось вытаскивать – самостоятельно ноги практически не высвобождались, сидели очень плотно. Лично мне повезло – я провалился всего один раз почти по пояс, намертво, но рядом свисала мощная ветка – я вытягивал себя по ней, подтягиваясь двумя руками, как по канату. Другой раз провалился “по трусы”, но рядом был относительно “мелкий” участок и я как-то выполз, загребая грязь руками. Один раз возвращался назад на крики о помощи – попытался вытащить застрявшего почти по пояс – получилось только с третьей попытки, хотя оба мы очень старались. Девушек, застрявших по грудь, вытаскивали вдвоём, за обе руки (это уже по рассказам очевидцев, сам не тащил). Ощущение полной невозможности вытащить ноги – крайне неприятное, его трудно словами объяснить тому, кто ещё не тонул в болоте.
Глава 5. Маршалы. Дорога смерти. Песок. Конец “автономки” (~70км).
Ползая в грязи и проваливаясь, было страшно думать, что так будет весь лесной кусок (а ведь там где-то впереди в описании значилось именно “болото”, тогда как тут всего лишь пара ручейков). Однако, глубокая грязь рано или поздно закончилась, уступив обычной (т.е. просто грязной) тропе. Обещаное “болото” в районе 42-го км по сравнению с ужасами 34-36 километров было вполне проходимо, ну да, хлюпаешь по колено, но и грязи поменьше, и травы побольше, почище всё как-то и поприятнее 🙂 Затем в какой-то момент бежали по хорошо укатанной гравийке, в какой-то – по песку. Были кажется три или четыре “маршала”, два из них – с обещанной водой. Мне хватило оба раза, залил по поллитра, но отметил, что в одном случае это была последняя бутыль, в другом кажется предпоследняя, т.е. идущим следом очень скоро не хватит (так оно и вышло, но об этом позже, в другой части). Разрекламированная “тропа смерти” ничем не выделялась кроме скользкой гати на входе, а сама по себе была пробегаема даже лучше большинства остальных троп. Гораздо более “мёртвым” выглядел пейзаж на гравийке и песчаной дороге – лес был заболочен и замусорен (не в смысле человеческого мусора, а естественных буреломов, крапивы и “нездорового” подлеска). Никаких особенно красивых природных объектов я не заметил, мои подмосковные маршруты выглядят явно симпатичнее, а, главное, ради них не надо лезть через болото! 🙂
Что до самочувствия, то оно было вполне ровным, никаких конкретных планов после ползания по грязи сразу же не осталось и задача была “просто добраться до финиша”. Хлебал свой изотоник равномерно по часам, есть-пить не хотелось особо, воды хватало (я ж успел подзарядиться сразу у двух маршалов), темп был ровный, хотя и невысокий. ТрусИл помаленьку, не останавливаясь. Погода баловала. Влепила бы жару как в прошлом году под тридцать – ой всем бы не поздоровилось на открытом песчаном перегоне….
Глава 6. ПП4 (70км) – ПП5 (94км).
– Что за свинья здесь прошла, корова что ли?
(армейский юмор)
ПП4 был задуман как большой “ресторан” – там выдавали разнообразную еду, от супов до жареного мяса с гарниром. Но я решил не экспериментировать, и ограничился стаканом бульона с хлебом. Залил свои дежурные поллитра воды, засыпал порошок – и в путь! Многие доставали заброски и переодевались-переобувались, кто-то сидел обрабатывал ноги, кто-то плотно “обедал в ресторане”. Спасибо, у меня и так всё в порядке, а время не ждёт…
Участок до 83-го километра (слияния с треком 50-километровщиков) был самым качественным по покрытию – нормальные грунтовки и даже асфальт. Хотя, конечно, ноги уже не особо двигались. Начинал крапать какой-то мелкий дождик, но это совершенно не пугало – только чище будем после ползания по грязи. Даже толком не заметил, когда он закончился. Заброшенная церковь на 78м километре была наверное единственной хоть какой-то достопримечательностью всей 70-километровой петли. Правда, мы пробегали вдали от неё.
Но вот и Погост-Быково, местные дети, вода от них, можно заправиться и умыться, воды неограничено, совесть не мучает, что из-за тебя кому-то не достанется…. Начинаются знакомые места по прошлому году, тут должны были натоптать тропу “пятидесятники”….
Хм…. Даааа…. Натоптали. Скорее – намесили. Теперь нам по этому бежать… Ну ладно, хоть не провалишься, просто чавкаешь, булькаешь и оттолкнуться толком не можешь…
Знакомая дорога действительно кажется короче, и, наконец, выбираюсь на мост, под которым на том берегу будет ПП5 (он же ПП2 на пути туда). По прикидкам из 14 часов не выбегаю ну никак, а в 15 укладываюсь вроде с запасом. Стало быть, успеваю на последний автобус, даже если их не перенесут. Можно не напрягаться.
Глава 7. ПП5 (94км) – Финиш (109км).
В прошлом году мы бежали вдоль речки прямо до ПП6, по хорошим грунтовкам. Сухим. Твёрдым. В этом году маршрут поменяли. Как объяснил на брифинге МД, “чтобы не скучно было”. Две понтонные переправы – ну да, прикольно, первый раз видел пласмассовые пазл-понтоны. Брод по грудь – ну, ладно, уже привыкли, одна минута и всё. Но, блин, дальше – месиво из грязи несколько километров… Зачем??? Есть же чистый противоположный берег!
Ну ладно, “тридцаточникам” ещё можно показать что такое грязь, для общего образования. Но “соточников” зачем туда гнать? Мы этой грязью уже по уши сыты! Мы по ней по-пластунски ползали в болотах…. Нам вовсе не скучно было бы напоследок, после 98(!) километров дотрусить по нормальной грунтовке, а не корячиться опять в этом говне!!! Скучно было бы только МД за нами наблюдать, ибо создавалось полное ощущение осознанного садизма с его стороны. И не только у меня – мы обменивались впечатлениями с обгоняющими меня участниками. Матерились почти все, не только я 🙂
Кстати да, на последней пятнашке меня довольно многие вдруг стали обгонять. Видимо, причина в последней фразе шестой главы – не было стимулов напрягаться. Некуда было спешить. Ни на какие призовые места я не расчитывал изначально, а что 14 часов с минутами, что 15 часов без минут – какая по сути разница? (см. мой опус про “физкультурника*”) Просто включил “автопилот”.
На последних полукилометрах ускорился “для приличия”, забежал в финишную арку, сразу забрал бонусный рюкзачок и потопал в квартирку отмываться, чтобы не пропустить последний автобус.
После душа и ужина вернулся к автобусам примерно в 21-00 – как раз только отъехал предпоследний автобус, полностью забитый. Сказали что вот остался последний, уедет в 23-00 или раньше если заполнится. Сел, подождал, отъехали в 22-00 примерно. А всё это время, уже в темноте, мимо нас всё финишировали и финишировали люди! У кого-то был фонарик, кто-то его делил на тесную группу, кто-то светил мобильником, кто-то умудрялся бежать в темноте… Если наш автобус последний – что они будут делать ночью в чужом городе (в случае, если конечно не сняли жильё на два дня, такие тоже были, но явно не много, ибо в понедельник на работу…)? Судя по протоколам, явно не успевало к автобусу около сотни человек…
Что до нашего автобуса, то он плотно постоял в Лакинске, как обычно, и часам к трём ночи добрался до Москвы, ну а дальше Юбер – и в кровать 🙂 Для меня эта история закончилась, а на следующий день я уже уезжал в велобеговой поход по Карелии, где в первый же день легко пробежал тридцаточку… Но это – уже совсем другая история.
Часть ВТОРАЯ. Нет, ребята, всё не так!
Попытка анализа самого трейла ГРУТ-2017 Т-100 как такового, безотносительно моих личных “успехов”.
Глава 1. “Пейте из луж” ?!
Поскольку участок ПП3-ПП4 я бежал в первой сотне, мне повезло не заметить лично главной проблемы этой гонки – отсутствия воды на ПП. Как выяснилось позже из разговоров и отчётов участников, вода закончилась не только у двух маршалов (что я предсказывал и почти наблюдал), но даже на ПП3 и ПП4! Напомню – ПП3 – это пункт перед болотной “автономной” петлёй, где во всех официальных памятках РЕКОМЕНДУЕТСЯ заправить все резервные питьевые ёмкости по максимуму. Ну т.е. сами же организаторы писали эти рекомендации и сами не расчитали, что воды не хватит для ПОЛОВИНЫ участников? Умножить пару литров на число в стартовом протоколе – это высшая математика? А потом добавить ещё процентов 50 для надёжности? Ну вот как так? По отзывам и на ПП3 и на ПП4 подвоза воды ждали по 40 минут. Часть народа уходило на петлю без воды и страдало от жажды, часть ждало, теряя до часа (а, напомню, последний автобус ушёл в десять вечера, это даже если не вспоминать про спортивную составляющую – какой смысл напрягаться и кого-то обгонять, если потом сорок минут сидишь, а все, кого ты обгонял, приходят и стартуют опять вместе с тобой после подвоза воды). Когда обезвоженные доходяги приплетались на ПП4 и им ожидающие там участники говорили “а воды нет”, это поначалу воспринималось как чёрный юмор (напомню, к этому моменту воду обещали всем уже в ТРЁХ местах – на ПП3 и у двух маршалов, но она закончилась ВЕЗДЕ!!!). Но, увы, это был не юмор, а суровая правда. Воды не было и в четвёртом месте тоже.
Меня крайне раздражают назидательные комментарии поклонников МД по этому поводу в духе “ну раз подписался на сотню, будь готов к трудностям, это – трейл, детка, не нравится – бегай по асфальту”. Давайте отделим мух от котлет. Нам ОБЕЩАЛИ воду в четырёх местах. Лично МД на брифинге подтвердил. Исходя из этих обещаний и Положения (где ПП3 и ПП4 были явно прописаны) мы строили свою экипировку и питьевой режим. Сказали бы что ПП не будет вообще – мы бы подготовились по-другому. Может взяли бы больше воды, может озаботились бы туристическим проточным фильтром для луж. Но нас ОБМАНУЛИ! При чём тут трудности? Я не против трудностей, я против ОБМАНА. Вот у Саши Тониса на ММБ вообще нет пунктов питания – от народа отбоя нет. Но народ готов. Да, если бы речь шла о выживании, можно было бы пить воду из луж, как советовали сердобольные волонтёры, но рискуя получить как минимум глистов, а как максимум кишечную инфекцию (кто видел те лужи, тот поймёт). Но мы не подписывались ни на выживание, ни на приключенческую гонку, мы подписывались на трейл с оговорённым заранее количеством ПП! И не хотим портить здоровье и тратить время и деньги на последущее лечение! Почему ни в Хорватии, где я был три раза на 110 и 170км, ни на UTMB, ни у кого даже мысли не приходит что воды на ПП может не быть? Да там не только вода, там даже Кока-Кола никогда не кончается! Почему на курумниках ТрансУрала, куда машина не заедет, волонтёры затаскивали воду РЮКЗАКАМИ, на горбу, и умудрялись поить всех аж по целому стаканчику, хотя Антон Жиганов честно предупреждал на брифинге – “это – дополнительная поилка, там трудно с водой, нальют по полстакана на лицо”? Почему Дэн Жилин на Осеннем Марафоне заморачивался отвозить в дребеня на дальний необитаемый КП и прятать под кустом всего десяток литров для жалкого десятка участников дисциплины “трейл”, хотя мог сказать нечто вроде “пейте из Киржача” (относительно чистая, кстати, в тех местах речка, не сравнить с лужами)? Да потому что везде понимают, что обезвоживание на трассе – злейший, и, часто, единственный враг бегуна. Что безупречное снабжение водой (наряду, разве что, с чёткой разметкой, ежели таковая обещалась) – важнейшее требование к любому трейлу! Всё остальное – мелочи. Может кончиться еда, можно не давать медалек, не включать музыку, не делать ЭКСПО, мариновать людей в очереди накануне, но это всё вторично… Главное всё же происходит на трассе. Главное в трейле, как ни странно, – сам трейл! А тут трейла не было. Ибо как искусственно спровоцированное организаторами обезвоживание, так и часовое(!) ожидание воды на ПП под комарами трейлом назвать язык не поворачивается…
И в этот раз МД ну просто дико повезло с погодой. Вполне могло быть на 4-8 градусов теплее, уж не говоря про жару прошлого года. Тогда могли бы пойти ещё и тепловые удары пачками…
Ну и любителям сравнивать цены с европейскими замечу, что лишний литр воды в крупной таре стоит считаные рубли, на стоимость трейла не влияет от слова “совсем”, и, к тому же, воду ведь всё равно привезли, только позже, стало быть речь вообще не о деньгах, а о чисто логистических проблемах.
Глава 2. “Но избегай тропы болотной”…
Самый печальный факт – вовсе не болото само по себе. А кардинальное расхождение в информации с брифинга и реальности. На брифинге уже вполне могла быть актуальная информация, от разметчиков, от тестировщиков и т.п. А что мы имеем? Пара неглубоких ручейков (“максимум по бёдра”), перепрыгиваемых к тому же одним прыжком на деле оказывались широкими и по грудь (а кому-то – и по шейку). Засасывающая по пояс болотная жижа вообще не упоминалась, ни разу. Последние шесть дней перед гонкой осадков не было вообще (как утверждает архив погоды в Суздале), так что неожиданный внезапный подъём воды вот прямо накануне исключаем. Тогда что? Организаторы вообще были на трассе? Есть два варианта. Первый. Организаторы были, всё видели, но решили скрыть, т.е. заведомо НАВРАТЬ. Для чего? Ну, например, они – извращенцы-садисты – чтобы насладиться картинкой “как эти лохи там будут корячиться”. В наше гаджетовое время даже скрытых камер ставить не надо – сами участники всё отснимут селфи-палками и в ютюб выложат, даже со звуком. Сиди потом, мастурбируй и радуйся 🙂 Вариант второй – организаторы там не были очень давно. Это вообще страшно, ибо при таком разбросе уровня воды фраза из описания “болота проверены и безопасны” не стоит ничего. Чуть больше воды, и наши купания “по грудь” легко превращаются в “по макушку”, и, с учётом вязкозти и невозможности вытащить конечности – уже вполне себе смертельно опасны. Есть некая вероятность, что в растянувшемся хвосте отстающих даже неожиданное застревание “по пояс” с отсутствием людей вокруг может привести к панике и шоковой нагрузке на сердце с непредсказуемыми последствиями. Вот и выбирайте, что вам больше нравится – когда вам откровенно врут и издеваются над вами или когда над вами экспериментируют, пуская в непроверенное место?
Как обычно меня спросят – критиковать легко, а что бы сделал ты, раз уж такое дождливое лето? Отвечу – в любом случае я бы не врал. Как вариант – пустил бы сотню двумя кругами по 50. Вместо прирезания двух понтонных переправ с последующей грязью прирезал бы кусок до заброшенной церкви и обратно перед Погост-Быково, по дорогам. На обвинение “но ты же обещал один круг” легко бы ответил – “форс-мажор, вы видите какое лето мокрое, болота стали небезопасны, мы не имеем права рисковать вами”, и это вполне вписывалось бы в принятые международные нормы. И UTMB в 2011м пускали по сокращённому нижнему варианту, и Тур Гигантов останавливали совсем недавно. А ведь Тур – недешёвое мероприятие и готовятся к нему люди годами. Но… Погода. Безопасность. Обычное дело. Как компромиссный вариант, если уж очень бы хотелось загнать в эти убогие частные владения, подробно бы расписал на брифинге, что ручьи будут глубокие и грязные, что грязь в этом районе опасно засасывает, поэтому на этом участке строго рекомендуется идти плотными группами по 3-4 человека и помогать друг другу, взаимострахуя и вытаскивая. Не вижу ни одной причины скрывать правду. Но больше всего боюсь, что в нашем случае правды не знали сами орги – а вот это реально страшно. Очень страшно.
Для сравнения – на CXR трасса последний раз тестируется в реальном времени за полчаса до старта, утром. Был случай, когда какой-то упоротый “эколог” снял за ночь всю разметку на куске километров в 15 – об этом стало известно от тестировщиков оперативно незадолго до старта, старт чуть подвинули на полчасика и Артём Ростовцев (собственно работая тестировщиком) на пульсе 180 вешал всю разметку в получасе перед лидерами гонки и успел! Никто ничего не заметил, разметка была качественной. Вот это – профессионализм!
Ну, и завершая “болотную критику”, отвечу повторно на вечное обвинение в инфантильности типа “ну раз подписался на сотню, будь готов к трудностям, это – трейл, детка, не нравится – бегай по асфальту”. Ещё раз – я не против болот, я против вранья. Чтобы было более понятно – вот пришли вы в ресторан, заказали ну скажем условно телятину на пару. А вам принесли жаренную жирную свинину со шкварками. А на попытку возмутиться ответили “раз подписался на мясо, будь готов к свинине, это – мясо, детка, не нравится – иди в веганы и жуй свою траву!”. Так вот давно пора понять, что трейлов много, они разные, и я хочу выбирать из меню те, что мне лично нравятся, по вкусу. Я с удовольствием езжу в Альпы, на UTMB, в Хорватию, в Крым, и не только на сотни, но и на стомильники. И не надо мне под видом телятины предлагать сало – да, это ТОЖЕ мясо, и даже многие его любят. Но я-то заказывал другое! Я – не против “свинины”, я против обмана! Ибо ресторанов с “телятиной” хватает (я их собственно уже перечислил). Есть рестораны и с хорошей “свининой”, ну например “Дикий Трейл” от Антона Жилина. Там с самого начала анонсируется и грязь, и броды, и завалы, как “изюминка”. Ничего не имею против, куча довольных участников, но это – не для меня, и я легко понимаю это ещё ДО регистрации. А вот с ГРУТ ситуация иная – никто не рекламировал грязь и болота, максимум – пару бродов, проходимых за минуту. Да и по прошлому году дистанция была вполне “беговая”. Логично же ожидать примерно того же, правда? Тем более что, прирезав лишние 7км, МД увеличил время “для пряжки” ровно на тот же час, что косвенно означало, что сложность дистанции не изменится. А в итоге нас послали ползать в грязи… Кстати, я даже уже видел возражения типа “это – средняя полоса, детка”, что уж совсем выдаёт незнание темы. Уже упомянутый Дэн Жилин умудрялся вымеривать стокилометровки на Осенних марафонах по сухим сосновым лесам без единого болота. При желании сухую скоростную дистанцию можно найти, было бы это желание…. А судя по “нескучной” понтонной прирезке желание есть ровно обратное – загнать в грязь, увы….
Глава 3. “Но ведь он извинился”…
Ошибки надо не признавать – их надо смывать. Кровью! (Кавказская пленница)
Поклонники МД любят повторять, как мантру: “признание ошибок публично дорогого стоит”. Да, где-то на каком-то видео МД якобы признал ошибки. Даже не на сайте гонки, а где-то по ссылке из-какой-то соцсети, ну да ладно, не будем о мелочах… Пусть признал. И что? По этому поводу есть хорошая русская поговорка – “пи**еть – не мешки ворочать!”. Важно понимать, что совокупность всего, что произошло – это не отдельные досадные ошибки и случайности, а признак полного непонимания КАК нужно делать трейлы, что на самом деле важно, а что – нет, что опасно, а что – нет, т.е. показатель полнейшей некомпетентности. Плюс показатель абсолютно наплевательского (если не садистского) отношения к участникам. Компетентность и наличие мозгов не появляются от извинений. Формально может быть конкретный недочёт в следующий раз и будет исправлен, но при глобальном непонимании процесса вылезут другие, хорошо если не более опасные…
Впрочем, любителям “стеклянных бус” в стартовом пакете это трудно понять. Могу лишь посоветовать – посетите нормальные трейлы – UTMB, ТрансАльп, Айгер, Истрию, CXR, присмотритесь как там всё организовано, может и поймёте разницу 🙂
Часть ТРЕТЬЯ. Не слишком ли я категоричен? История одного флейма …
Примерно за месяц до старта произошло знаковое событие. Но сначала – немножко про предисторию (будет много букв, нетерпеливым первую главу можно пропустить).
Глава 1. О плохом веб-дизайне, “автономке” и предыстории.
Итак, ещё в прошлом году анонсировалось, что сотня вероятно пройдёт в один круг. Заметим, пока, что слова “автономка” не звучало, по крайней мере я не слышал (не читал). Далее можно было зайти на сайт и попытаться перед регистрацией понять что-то о дистанции.
Главную “лэндинг”-страницу показывать не буду, скажу лишь что главное меню расположено сверху, горизонтально. Где нормальный человек будет искать описание трассы (ну, к примеру, количество пунктов питания)? Правильно – в разделе “ТРАССА”. Но там до последних дней было пусто. От слова “совсем”. Ну ладно, идём в “ИНФОРМАЦИЯ” и видим то, что на картинке. Куча пунктов. Следующий разумный пункт, где надо искать – “Положение” – идём туда! Видим следущее: Ага, уже теплее. “Полуавтономный” в обычном европейском понимании – это вовсе не “без воды” и не “без ПП”, а нечто другое (обсудим ниже), да и написано русским языком – на полтиннике будет ДВА пункта питания. Исходя из логики прошлого года более чем уместно предположить, что к трассе прежнего Т50 просто “прирежут” дополнительный “дикий” 50-километровый круг и на нём поставят дополнительно 2 ПП. Из элементарной топологии два ПП делят 50км на три части, понятно что поровну нереально, но что-то типа 15+15+20, т.е. ПП через каждые 15-20км. Ничего особенного в глаза не бросается. Лично я на этом завершил изучение сайта и зарегистрировался (хотя лично мне как раз не слишком актуальны “безводные” перегоны, я их хорошо переношу). Но, оказывается, среди пунктов “участники”, “пакет участника”, список участников” затерялся длинный пункт “всем участникам”, где с какого-то момента (возможно, не отслеживал) уже появились более конкретные цифры: Отметим, что даже тем, кто продрался через неочевидные пункты меню и дошёл до этого места не очень очевидно, что тут “спрятан” участок 39км без воды. Неочевидность вызвана смешиванием ПП от трассы Т50 и Т100, нужно внимательно вчитываться, “убирая” мысленно первый столбик перед косой чертой. Меж тем почти 40км без ПП – это довольно редкое явление, вполне можно было назвать его “изюминкой” трассы, я бы с радостью бежал такую, но соответственно экипированный, разумеется. Но – нигде кроме этих строк эта “изюминка” не акцентируется и не обыгрывается. Во всяком случае я до публикации первой карты о ней не подозревал. И вот – публикуют предварительный эскиз карты в разделе “ТРАССА”:
Тут уже сразу очевидно, что около 42-44км будет без воды. А в правилах регистрации был хитрый пункт, что зарегистрированным на Т100 начиная с такого-то числа (время “Ч”) нельзя “переметнуться” на Т50. Это связано с более ранним закрытием слотов на Т50. Интрига была в том, что карта была опубликована через неделю ПОСЛЕ числа “Ч” . И по этому для меня было вполне ожидаемым и более чем понятным появление вопроса “из зала” типа “как так, целый марафон без ПП – мы не дотащим столько воды, а слиться на Т50 нам уже не дают – нормально ли это или мы что-то не понимаем?”. Вопрос был поставлен очень корректно, с милионом уважительных расшаркиваний в сторону МД, и вполне реальным живым человеком Алёной (она даже как-то посещала мои “беговые субботы”). В профильной группе “ТРЕЙЛРАННИНГ” Фейсбука. Казалось бы – что такого? Ну спросили, ну ответили бы… Тем более, что на деле оказалось, что “слиться” нельзя только тем, кто зарегистрировался на Т100 после времени “Ч”, а тем кто ранее – можно, просто это неаккуратно было описано… Тут бы посмотреть аккуратно, а много ли зарегистрировались за эту злосчастную неделю и ПОДАРИТЬ им возможность перерегистрации на Т50, учитывая что из десятка человек реально испугаются один-два – не более. Зато великодушие бы показали. Но даже если не дарить, то просто напомнить, что вообще-то большинство таки может перерегистрироваться. ежели испугалось. И всё. Однако, ответ от МД последовал совсем другой, вовсе неожиданный….
Глава 2. Ответ МД. Скандал и истерика.
Я приведу первый и самый полный ответ МД, который ему его советники, вероятно посоветовали стереть и отредактировать, что он вскоре и сделал. Но я то читал его в реальном времени, поэтому меня не обманешь, первая искренняя реакция многое говорит о человеке. Итак, наслаждайтесь и не говорите, что не видели:
Фраза “в ЭТОЙ стране” многое объясняет ( МД вроде бы имеет австралийский паспорт). После неё я снял все моральные ограничения в его отношении в комментариях. Но пойдём дальше. Прямо по частям.
- Про заказ Владимира (Богатырёва, далее – ВБ) у секты ГРУТопоклонников целая конспирологическая теория возникла, основанная на времени публикации поста Алёны и комментария ВБ – разница в пару минут, типа не мог успеть так много написать, значит оба текста писал сам заранее. Юмор в том, что я лично вхожу в модераторы этой группы наравне с ВБ, и ВБ приватно в чате обсуждал этот вопрос публикации с нами (другими модераторами), стоит ли связываться и т.п., и довольно заметное время это происходило, мы советовались. При этом время поста в группе фейсбук ставит не по его написанию автором, а по одобрению модератором (!), т.е. во время обсуждения вполне можно было писать комментарий, после чего одобрить сам пост и тут же выложить комментарий, что и было сделано.
- Про выход из РТРА и Кубка РТРА. Непонятно каким боком публикация одной конкретной девочки в группе фейсбука, где всего два из пяти-шести модераторов случайно входят в РТРА, причём не на ведущих ролях, была привязана к гипотетическому мнению РТРА (настоящее мнение потом вполне взвешено высказал Иван Кузьмин, уже после истерики МД). Однако, многие (и я в том числе) пошли на ГРУТ в том числе и за очками Кубка. И вот так наплевать на всех участников и “вытащить” старт из Кубка… Как минимум непорядочно со стороны МД. Хорошо РТРА потом решила оставить старт в кубковом списке, чтобы не лишать тысячу участников очков (ну т.е. значки кубковые им потом будут делать на деньги других организаторов, без МД, а он две копейки эти сэкономил – бизнесмен однако).
- Про закрытие проекта. Вообще песня. Говорит о том, насколько можно на человека положиться. “Ах, вы не достаточно похвалили меня в интернете? Недостаточно низко поклоны бьёте, вопросы смеете задавать? Уйду я от вас!” Позиция истеричного инфантильного нарцисса, которому на всех плевать, кроме себя. Будем называть вещи своими именами. Главное бросить клич – “РТРА меня не любит!” – и тут же толпы гоблинов с криками “Не уходи, Миша, ты – бог, ГРУТ – лучший российский трейл” несут плакаты “Долой РТРА, свободу МД!”. Цирк какой-то! А спросишь такого гоблина, “а ты в других трейлах участвовал, называя ГРУТ лучшим?” – “НЕТ” – комментарии нужны после этого? Я лично довольно во многих трейлах успел поучаствовать, и в России и за рубежом – из всех ГРУТ оказался худшим, особенно по организации, ну и во вторую очередь по качеству маршрута.
Глава 3. Маразм крепчал.
Дальше – больше. Всех немногочисленных защитников Алёны и её вполне невинного вопроса стали прессовать на тему – “больше тренируйтесь, не можете – не суйтесь, и вообще вас сто лет назад предупреждали что будет 70км автономки”. Вроде бы на каком-то завтраке. Или в каком-то комментарии к вопросу ВКонтакте… И вообще всё было давно известно и нефиг потакать слабакам… Вопреки этому вдруг МД публикует новость – опа – будут оказывается маршалы на петле, с водой! Специально спрашиваю – только для “инвалидов” (тех, кто решил сойти и эвакуироваться) или для всех? Отвечают – для всех! Ну т.е. только что говорили “не вмешивайтесь, хозяин барин, так и было задумано, для настоящих крутых героев не боящихся жажды”, а через неделю добавляют по сути ещё два пункта, т.е. вода через каждые 12-13км уже обещается – вообще пустяки! Зная, что в реальности вода закончилась аж на ЧЕТЫРЁХ пунктах подряд, это решение на мой взгляд было худшим из всех возможных – наобещать воду часто, а в итоге не дать совсем. Уж лучше бы продолжали линию на героизм – народ бы хоть побольше с собой запас взял, гидраторами бы озаботился и т.п..
Часть ЧЕТВЁРТАЯ. Как бы делал я … Советы от капитана очевидность.
Уверен, что МД с его характером и самомнением не поможет уже ничего. Но, возможно, среди читателей есть будущие организаторы трейлов. Эта глава – для них. Эксперименты над сотнями людей – это не ошибки, это – безответственность. Итак, слово капитану очевидность:
Глава 1. Вода.
Школьная арифметика. Число проходящих ПП известно из стартовых протоколов. Число часов до следущего ПП в среднем можно посчитать (скорость среднего участника известна из предыдущих или аналогичных трейлов). Берём как минимум поллитра на час, плюс стаканчик в рот, плюс стаканчик на голову (лицо и т.п.). Умножаем на количество проходящих. Умножаем для надёжности ещё на полтора, а в тёплую погоду лучше на ДВА. Засыпая ночью, интересуемся – готова ли вода? Просыпаясь утром, интересуемся – доставлена ли вода? Лучше меньше интервью на радио дать, чем воду продолбать… Останется лишнее – можно просто вылить, это всё сущие копейки по сравнению с остальными расходами на трейл.
Глава 2. Автобусы.
На UTMB из Шамони в Курмайор везли автобусами пару тысяч участников – быстро и без бардака. Секрет прост – ни один водитель не открывал дверь без команды волонтёра. Волонтёр всех подходящих участников строил в строгую колонну (очередь) и запускал ровно в один автобус (“первый” на текущий момент), по заполнении автобус двери закрывал и отъезжал, а волонтёр переходил к “второму” и т.д. Никаких встречных движений, никакого входа-выхода, никаких “я займу для друга, подождите он скоро придёт”. Залез – сиди, через две минуты отъезд. Всё это легко можно было сделать на Площади Ильича, совершенно бесплатно и даже без лишних волонтёров. Чисто за счёт дисциплины.
Глава 3. Сайт. Соцсети. Мероприятия. Структура информации.
На примере непоняток с “автономкой” а также дальнейших укоров в стиле “ну мы же предупреждали” наглядно виден полный провал в информационном обеспечении. Итак, азбука от капитана очевидность:
- Должен быть всегда ОДИН главный ресурс, чаще всего – сайт, где можно найти самую свежую и полную информацию. Не заставляйте участников лазить по разным соцсетям, а тем более по комментариям… Никто не обязан вообще быть подписан на какие-то группы, соцсети и т.п.
- Ключевая информация на сайте должна быть в идеале в ОДНОМ предсказуемом месте. Вся информация по трассе – в разделе “трасса”, а не в непонятном подразделе “участникам”. И т.п. Вся ключевая информация должна быть в Положении. Если она может меняться, это прекрасно оговаривается, русским языком, там же.
- Говорите людям правду. Если схема предварительная – прямо под ней и должно быть написано, а не потом “ну мы же в Фейсбуке в комментариях всем говорили”.
- Рекламные кампании в соцсетях и на очных семинарах/”ужинах”/”презентациях” – прекрасно, но всё ключевое (общезначимое) что там объявляется должно немедленно попадать на сайт. Отговорки “ну все же знают, мы же говорили на презентации” – детский сад. На презентации могут быть двадцать человек, а сайт читают тысячи, и они вовсе не знакомы с этой двадцаткой, и не обязаны выискивать отчёты о этих мероприятиях. Вообще, кроме трейла Х у большинства нормальных людей есть море забот – семья, работа, трейлы Y и Z, свадьбы детей, дни рождения друзей и т.п., надеяться что кто-то вот прямо в реалтайме следит за каждым словом конкретного организатора – глупость. Уважайте чужое время. Я могу пару месяцев вообще не быть в Интернете, потом зайти на сайт – и за несколько минут должен удобно узнать всё существенное что изменилось за это время. У меня нет времени перечитывать бесконечные ленты комментариев в соцсетях, они не для этого созданы.
- Учитывайте консервативную психологию участника. Логично предполагать, что всё будет либо как в прошлом году, либо (если трейл впервые) – как на других подобных трейлах. Поэтому любое существенное отличие либо от прошлого года, либо от других должно обыгрываться как “изюминка”, даже если оно сделано не специально, а от безысходности. Жирный шрифт в Положении, первые строки в рекламе, главные страницы сайтов и т.п., а не мелкое невнятное упоминание в меню четвёртого уровня в конце текста вперемешку с другой дистанцией… Вспомним тот же “дикий трейл” Антона Жилина – полный трэш, но обо всём жирно и крупно предупредили – и все довольны!
Глава 4. О полуавтономности.
В обсуждениях ГРУТа наглядно выявилось, что каждый пишущий вкладывает в слово “полуавтономность” совершенно разное, иногда противоположное. Ну например “отсутствие пунктов питания”, или “отсутствие связи”, или “отсутствие возможности эвакуации” и т.п. Чаще всего всё это ещё и не соответствует стандартной терминологии для Европы (если считать UTMB и ITRA некими стандартами). Можно конечно долго спорить о стандартах, но на мой взгляд лучше вообще не использовать термины типа “автономность” и “полуавтономность“, а использовать конкретные понятные русские фразы из списка ниже:
- пункты питания – (есть/нет, как часто)
- пункты с водой – (есть/нет, как часто)
- наличие мобильной связи, зоны без покрытия – (да, нет, какие операторы)
- наличие автодорог с возможностью вызова такси, жд платформ, и т.п., самоэвакуация в неэкстренном случае – (да, нет, такие-то участки)
- возможность неэкстренной эвакуации с ПП (да, нет, с таких-то)
- возможность экстренной эвакуации – (да, нет, такие-то участки)
- возможность получить разрешённую помощь (вещи, индивид. питание, массаж и т.п.) от группы поддержки – (нет, да, только на таких-то ПП в таких-то объёмах)
- возможность сопровождения неучастником, пейсмекером, штурманом, тренером и т.п. – (нет, да, на каких-то участках)
- возможность оставить себе посылку, “заброску” и т.п. – (нет, да на такие-то ПП, с такими-то ограничениями)
- разметка – (есть, нет, треки, карты и т.п.)
- наличие на дистанции медпунктов, врачей и т.п. – (нет, да – на таких-то ПП)
- и так далее…
И, раз уж упомянул UTMB, отмечу что там практически вся дистанция “полуавтономна” в “европейском” смысле, и это вовсе не связано ни со связью, ни с водой, ни с питанием. Европейская “полуавтономность” прежде всего связана с группами поддержки, пейсмекерами, тренерами, массажистами, персональными докторами и вот этим всем… В отличие, кстати, от американских трейлов, где часто можно бежать с поддержкой вполне официально. Так что, повторюсь, фраза “ХХ километров полуавтономного бега” в описании российского трейла мне например не скажет ровно ни о чём.
Глава 5. О тестировании дистанции.
В известных мне качественных трейлах специально выделенная “служба дистанции” проверяет дистанцию минимум накануне, а часто и в реальном времени, как за полчаса-час до гонки, так и в процессе (сам видел, как группы быстрого реагирования обновляли разметку, снятую местными, прямо в процессе гонки по первому же сигналу). Малейшее изменение дистанции относительно предварительного описания оперативно докладывается на предстартовом брифинге.
Часть ПЯТАЯ. Короткая. Выводы.
- трейлы от Michael Dolgy в силу его некомпетентности я больше посещать не буду и другим крайне не советую;
- конкретно трейл ГРУТ в варианте маршрута от 2017 года даже при хорошей организации я бы не советовал в силу непродуманности и низкого качества маршрута, тропы неинтересные и смотреть там нечего;
- на месте РТРА даже если бы МД заранее не вспылил, я бы всё равно по результатам ГРУТ исключил все его старты из Кубка (начиная с МэдФокса и далее), а самого его выгнал бы из РТРА ссаными тряпками со свистом. Не место таким в российском трейле;
- пора создавать “чёрный список” стартов, куда ходить категорически не следует.
Потрясающий отзыв.
Что творилось на трассе полнейший бардак и без предел. Как повезло, что вы не попали в число тех, кто бежал медленее.
Спасибо.
Спасибо. Несмотря на то, что я не был на Т100, а был впервые на Т50 полностью согласен с вашем мнением и тоже “зарубил” для себя все старты Долгого.
Огромное спасибо за комментарии по подготовке гонки. Очень подробно и полезно (для новичков в этом вопросе) (Гурт не комментирую ТК участие не принимала.)
Ждал этого анализа на сайте ГРУТа или где-то в их группах, но пришлось поискать у автора — и нашел! 🙂
Очень радует системный подход человека с техническим образованием — то на мой взгляд, чего так не хватает организаторам некоторых пробегов/соревнований. Все четко, по пунктам. Стала полностью понятной та Ваша “резкость”, которую видел в комментах в ФБ.
Очень простые и понятные рекомендации по организации соревнований — СПАСИБО!
Во многом согласен.
Бежал сотню – понравилось. Но это был мой первый трейл, до этого только марафон по шоссе в тренировочном темпе. В грязи не застревал и больше, чем по колено не проваливался, но видел, как застревали по грудь те, кто бежал прямо по центру топи или проваливались по шею, бездумно бросаясь в брод. В общем, какой-то болотоходный навык на это трассе необходим.
Лишние петли в конце трассы тоже вызвали раздражение. Объективно, сама трасса скучновата: почти вся добавленная пятидесятка идёт по дорогам. Хорошие виды – в Суздале на Т30, лесной трейл – на Т50.
Воды на ПП3 мне хватило. Гидратора (3 л.) хватило на автономку, а вот на ПП4 воды уже не было. И это был большой облом. Всё остальное простительно, но не отсутствие воды.
На днях участвовал в Mad Fox К30. Наученный Суздалем, бежал с полным трёхлитровым гидратором. Попутчики шутили: “У тебя там чайник?” – “Да, сейчас закипит!”. Но воды и чаю было в достатке. Немного расстроило, что трасса оказалась на шесть километров дольше (т.е. 41 километр). К концу забега порадовался, что резервная трасса шла по лесу, потому что на озере был жуткий ветер. Не знаю, как делают в других зимне-озёрных трейлах, но мне кажется, что вариант “бежать зимой по открытому пространству” требует обеспечения экстренной эвакуации с любой точки трассы, т.е сопровождения снегоходами-беспилотниками-маршалами и т.д. В этом смысле соглашусь с автором насчёт наличия небольшого садизма и некоторой легкомысленности.
Поэтому в Суздаль я вполне возможно поеду ещё раз, потому что понравилось (но со своей водой в заброске), а в Ростов Великий – точно нет.
По Ростову Великому прям хочется целый опус написать под названием “Как не надо делать трейлы”.
Михаил браво!!!!! Аплодирую стоя. Очень обстоятельно, не сильно разбирался во всех этих распрях, а тут до меня дошло в чем вообще тут было дело. Сам на Грут не бывал и видимо очень хорошо.
Не знаю что за движок, но неплохо бы добавить сюда кнопочек поделиться. Ибо такие тексты не должны почить в бозе, а быть достоянием общественности.
Полностью на твоей стороне и стороне правды. У Жиганова тоже топи и болота, но мы там честно обсуждаем хотя бы это. Хотяяя… были предпосылки первого UUT, что на чертях будет потщиколодку, а на самом деле под грудь. Но в итоге все обсудили и все были в курсе (кстати нынче обещали этот участок обойти – так что велкам на урал снова). В любом случае спасибо за разбор полетов.