О фотовидеогаджетах на трейлах. Субъективное мнение…

Всё чаще на трейлах наблюдаю «странных» людей, разговаривающих на ходу… Сначала подобное было странным в городе, но потом все привыкли к гарнитурам в ухе… Но что же на трейле? Приглядевшись, начал понимать, что разговаривают они с камерой GoPro (или её аналогами), а, точнее, с потенциальными зрителями их «репортажа». Сам же я никогда не беру с собой не только фото-видео, но даже обычный смартфон. Впитываю все впечатления глазами, ушами, носом и кожей, без помощи технических средств. И вполне доволен результатом. А «техноманов» мне искренне жаль. Попробую кратко объяснить, почему.

 

Историческое отступление.

  В молодости я рано увлёкся фотографией, проявлял и печатал фото в ванной, даже цветное. В перестройку, будучи студентом, брал патент и снимал свадьбы. Поэтому в первых своих походах, в основном тогда байдарочных, я был, кроме всего остального, ещё и штатным фотографом.  А чуть позже —  заодно и кино- а затем видео- оператором.  Не скажу, что был каким-то талантом или мастером, но плёночная школа как минимум приучила меня думать о каких-то смыслах и композиции, прежде чем нажимать на кнопку, ибо плёнки было мало и она стоила денег.

Так продолжалось довольно долго, я делал фотоальбомы, монтировал фильмы с музыкой, клипами, выпускал их на DVD с эффектами и дополнительными материалами, режиссёрскими версиями и вырезанными сценами…

Но шли годы, и я стал осознавать, что практически всё время похода (ну, за исключением необходимой физической работы, еды и сна) занят поиском кадров, ракурсов, мыслями на какую музыку можно наложить этот сюжет , с каким его лучше смонтировать и т.п., а собственно от самого похода потом не помню почти ничего… Ну да, остаётся фильм, но это полчаса плоской двумерной картинки. А где две недели собственно самих ощущений, красок, личных впечатлений?  Поставил эксперимент — несколько раз не взял с собой фото-видео. Ну вообще ничего не взял.  Тем более тогда это уже стало компактным, цифровым и было у пары-тройки других участников похода.  И впечатления сразу появились! Мне не нужно было «отчитываться» перед будущим зрителем, я мог просто жадно впитывать эмоции и ощущения без оглядки, чувствовать свободу.  И знаете, мне понравилось!!!

И, когда я начал бегать, а затем пришёл в трейл, у меня был уже этот опыт непосредственного контакта, прямого растворения в ощущениях, без посредников, зрителей и даже воображаемых наблюдателей.  И у меня до сих пор вызывают мурашки какого-то глубинного  резонанса слова Владимира Богатырёва, написанные им много лет назад (полная цитата зелёным цветом):

БЫТЬ НАСТОЯЩИМ!

Современная жизнь полностью изменила нас и наше представление о себе самих. Мы, дети многомиллионных городов, ценим уют, комфорт, центральное отопление и теплые туалеты. Интернет, WiFi и компьютер в каждом кармане. Мощные автомобили, скоростные поезда и самолеты…Поднимаешься по трапу и через пять-шесть часов ты на другом конце Земли, на другом континенте.
Границы стерлись. Фантастика из фильмов детства превратилась в реальность и даже успела стать обыденностью. Все как не с тобой. Все как в кино или во сне!

Почему в последнее время стал так популярен бег?
Особенно бег по пересеченной местности, горный бег. Почему люди сходят с ума по триатлону?
Переплывают проливы и карабкаются по головокружительным серпантинам гор на велосипеде?

Мне кажется я знаю ответ. Это — возвращение в себя! Мы возвращаем себе ощущение собственного тела.  Собственной силы. Ощущение своей связи с этим миром не по WiFi или Bluetooth, а по-настоящему, посредством  физического контакта.

Ветер в волосах, брызги в лицо, соль пота на губах и сбитые в кровь ноги. Преодоление себя, расстояний, сомнений и физической боли! Мне больно – значит Я ЖИВОЙ!

Под твоими ногами леса, поля, горы и ледники…
Над головой звездное небо и ты бежишь вровень с облаками!
Поля, леса, реки и горы, запахи и звуки – все это настоящее, а не на экране смартфона!

Все настоящее и ТЫ НАСТОЯЩИЙ! Я НАСТОЯЩИЙ!

Каждый забег, заплыв, заезд — это дорога к себе!

НАЙДИ СЕБЯ НАСТОЯЩЕГО И НЕ ТЕРЯЙ БОЛЬШЕ НИКОГДА!

 Первые признаки потери себя.

Не стоит думать, что проблема ограничивается только селфи-палками, гаджетами и онлайн-видео. Широкое распространение дешёвых чипов в нагрудных номерах с отметкой на каждом ПП (и даже GPS-трекеров на некоторых стартах) позволяет болельщикам во всём мире следить за перемещениями каждого бегуна.  С одной стороны,  знание, что за тобой следят, возможно и мотивирует кого-то. Но с другой — понаблюдайте за своими мыслями  — не думаете ли вы уже на дистанции, что вы напишете в Фейсбуке, как оправдаете падение темпа на каком-то участке или потерю какого-то места. Да даже если отвлечься от результатов — не думаете ли вы заранее, как описать  этот  старт, советовать ли его или нет,  хорошо ли он организован или нет и так далее…  Такие мысли могут возникать даже без смартфонов и селфи-палок, хотя могут и не возникать… Но в случае наличия гаджетов они возникают автоматически — нужно же комментировать как-то свои съёмки, или, как минимум думать, где и когда нажимать на кнопку.

А теперь вспомните эпизод с холодильником из романа «The Circle» (Эггерс, «Сфера» в русском переводе, кстати почитайте если не читали). Рука тянется условно к колбасе, но браслетик лайков/дизлайков  перенаправляет её к «более здоровой» пище, условно к йогурту. «Прозрачность» (термин из романа, означающий вкратце полное онлайн наблюдение снаружи любым желающим) меняет нездоровые привычки на здоровые. Казалось бы, что тут плохого? Ничего, кроме одного — где здесь ТЫ? Задумаемся, ТВОИ ли это привычки? Слово «прозрачность» тут проступает в его главном, исходном значении — невидимости, т.е. исчезновения. Тебя больше нет, как личности.

А при чём тут трейлы?

Отличный вопрос! Действительно, ни при чём. В общем-то этот опус не столько о трейлах, сколько о жизни вообще и о «лайкозависимости»  сидящих в соцсетях в частности. Просто трейлы — хороший пример,  в котором  «первичные»,  настоящие, ощущения достаточно ярки сами по себе, и позволяют (перечитайте Богатырёва)  почувствовать  «свою связь с этим миром не по WiFi или Bluetooth, а по-настоящему, посредством  физического контакта». 

Ну а то, что эта тема волнует не только меня, можно увидеть в двух опусах совершенно разных жанров, американском и французском. Вот, смотрите.   Первый — грубоватый американский монолог  с русскими субтитрами внизу.

Во втором опусе известного французского рэпера текст можно и не переводить, важен видеоряд (думаю уже все знают символ твиттера).

Приятного просмотра! 🙂

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *