Знойный Бобур

9 июня 2019 принял участие в старте ADIDAS SPORT-MARAFON TRAIL в Никола-Ленивце, дистанция “Бобур” (это 106км с набором 750м).

Особенностью этого года была жёсткая жара в 33 градуса в день старта. Поэтому никаких конкретных целей по результату я не ставил, важно было просто выжить,  и в добром здравии финишировать.

В сухом остатке – 14 часов 25 минут, 21 место в абсолюте из 49 финишировавших и около 75-и стартовавших.

Ниже – сначала субъективные(!) обрывочные заметки-воспоминания, и лишь в конце попытка более объективного резюме…

Субъективный дневник.

Накануне. Трансфер.

В программе стояло “10-00 – отъезд автобусов от м.Тропарёво”, ну и я дисциплинированно подумал, что “отъезд” – это конец посадки, т.е. подойти лучше пораньше, в итоге приехал к 9-30. На практике оказалось, что в 10-00 только началась посадка в самый первый автобус (из, кажется, семи ожидаемых), остальные даже ещё не подъехали. Давка. Позже подъехали ещё два, и я всё же решился поучаствовать в ажиотаже и ринулся ко второму. Сложность была в том, что многие ( и я тоже ) были с багажом, т.к. собирались ночевать в своих палатках, а багажный люк и входная дверь автобуса. где проверяли браслеты, разнесены. Т.е. чтобы засунуть багаж, ты должен покинуть  ̶о̶ч̶е̶р̶е̶д̶ь̶   толпу на вход и потом пытаться внедриться в неё откуда-то сбоку. Многие едущие группой разделялись – кого-то отправляли с багажом, а остальные занимали им места в салоне, в итоге волонтёры не могли точно посчитать сколько народу вошло и сколько ещё можно впустить. Некоторым приходилось потом вылезать и вытряхивать свой багаж из люка обратно. Я оказался ровно на границе – ухватил предпоследнее место на последнем ряду. Одним словом – бардак. Отъехали в итоге в 10-30, и это только третий автобус. Мог бы лишний час поспать (мне ж ещё в Москву надо было доехать из своей деревни).

В автобусе комфортно, отличный кондиционер, ехали около 4 часов. Грамотная остановка возле МакДональдса. Разве что фильм водитель поставил сильно “на любителя” (черезчур тупой сериал про бандитов 2004 года).

Накануне. ЭКСПО. Брифинг. Кемпинг.

По доброму совету ушёл подальше в лес, на дальний конец кемпинга. Поставил палатку. Вернулся на стартовую поляну “отоварить” билет на паста-пати – качественные макароны с мясом и морковкой, вкусно, очереди нет. Очереди на стартовые пакеты тоже нет. Экспо довольно богатое, много спортпита, разнообразных околотрейловых товаров, плюс реклама некоторых трейлов. По пути обратно с удовольствием инспектирую душевые, “входящие в комплект” билетика на кемпинг. Освежает.

Позже на брифинге две основных мысли – “всё идёт по плану”(треки не менялись, ПП как на схемах) и “жара, пейте, не гоните”. Впрочем, даже в субботу на стартовой поляне днём уже было  очевидно, что жара будет нешуточной.

Накануне. Морозная бессонная ночь.

Лёг в 20-00, т.к. старт в 3 часа ночи, значит вставать надо в полтретьего. Но заснуть не выходило – на стартовой поляне начался рок-концерт и “проводы” стомильщиков. Лес, в глубь которого я ушёл, совершенно не спасал – слишком высока была мощность звукоусилительной аппаратуры. После небольшой паузы на “сто костров” дискотека продолжилась, хотя уже “в записи” и чуть потише. Затем, когда стихла и она, меня стал донимать холод. Посмотрев в пятницу синоптиков, я решил что на ожидаемые “+20 ночью +32 днём” брать полноценный спальник (а он у меня на +2) слишком жирно, взял тонкий флисовый плед. Не знаю, то ли синоптики ошиблись и было не 20, а 15, то ли туман в лесу опустился, но в палатке было зябко, спальника явно не хватало 🙂 . Так и проворочался всю ночь, вероятно проваливаясь в дремоту несколько раз на небольшие отрезки…

Старт. Первая половина дистанции. Бегу.

Будильник. Сборы. Туалет. Проверка снаряжения. Старт. Тихо, без музыки, без оваций – кругом спящий кемпинг. На старте – около 75 человек.

Бегу примерно из третьей шеренги, грубо в первой двадцатке. Немножко по полю, немножко по грунтовке – и вот первый спуск, прямо по дороге. Но что это? Лидеры как-то странно тушуются, начинают тормозить… Ага, подобное я уже видел на Ялта-марафоне, “спустившись с гор” после недели забеганий на Ай-Петри. Там (на марафоне) я резко выделялся на фоне “шоссейников” своими “трейлраннерскими” замашками именно на асфальтовых спусках/подъёмах – “шоссейники” аккуратно берегут колени на спусках и мощно работают в подъём, пытаясь стабилизировать темп. Я же “рушился” вниз со всей дури со своими железными коленями, воздев руки кверху и балансируя ими как кошка хвостом, зато на подъёмах мелко-мелко тихо-тихо семенил, стабилизируя пульс, но не темп! Тут, на Бобуре, похоже тоже “шоссеры” собрались среди лидеров, никто с горы “рушиться” не захотел. Ну пришлось мне за всех отдуваться – скатился вниз, обогнал всех и лидировал наверное метров сто 🙂  Такого я давно не припомню, чтобы перед лидерами бежать 🙂   Ну понятно, на тягуне они меня догнали и мы все некоторое время, километра четыре, бежали по 5:30, потом они чуть ускорились, а я не стал, гнаться за кем-то и занимать какие-то места не входило в мои планы.

Кстати, о планах. Как я уже упоминал, ожидалось 32С днём, а я плохо переношу жару даже если никуда не бегу. Отчасти это иногда удавалось корректировать спецподготовкой  по жаре, но в этом году такого я не делал, да и особо негде и некогда было… Так что план был направлен исключительно на выживание, а именно – бежать энергично до серединки, максимально используя утреннюю прохладу, а как начнётся жара – просто как-то кое-как доползать до финиша, не допуская даже близко перегрева. Совершенно не хотелось повторять австрийский зомби-финиш….

На первом ПП дороги закончились и пошли более узкие и/или травянистые тропы, вдоль Угры. Рассветный туман над рекой давал очень живописные картины… Солнце сквозь туман ещё пока не жгло, но воздух постепенно начинал нагреваться… Темп плавно, неторопливо пошёл вниз. Впрочем, тогда я за ним особо не следил. Бежится – ну и ладно.

Марафон (42км) вышел примерно за четыре двадцать. Примерно в это же время меня обогнали двое молодых, и вскоре случился “знаковый” поворот. Лесная дорога продолжалась прямо, а разметка ясно и недвусмысленно уводила налево, на едва хоженую тропу. Мне почудилось, что впереди (на неверной дороге) кто-то мелькнул, и я на всякий случай даже окрикнул – но ответа не было, могло и показаться. Повернул по разметке и вскоре догнал предыдущего, он обгонял меня чуть раньше парочки, значит скорее всего не показалось и парочка усвистела прямо. Позже это подтвердится на ПП 53км, где они меня вновь догонят. А ещё позже выяснится, что там сбивалось более десятка человек, с последствиями разной степени (оттого я и назвал его “знаковым”). Повторюсь, разметка там была ясная, обильная и хорошо различимая. Как, впрочем, и вообще на всей дистанции.

А пока неявная тропа привела к Угре и броду чуть выше колена через приток. Обычный брод, однако после него я чувствовал в носках какой-то песок, чего раньше не было даже на GRUT-е с его постоянной грязью и болотами. Но там я был в СпидКроссах, а тут в Inov8-TrailTalon-ах, похоже они “начерпали” песка через край, который не так плотно прилегает к щиколотке, как у саломонов. Это первый опыт бродов в этих тапках, и, похоже, зачёт они не сдали… Хотя в остальном (забегая вперёд) претензий к ним не возникло. После брода опять чередование троп вдоль Угры и каких-то петляний без гладкой тропы по лесам, и вот, наконец, “забросочный” ПП53.  Пополняю запасы углеводного порошка из заброски. Оттуда же достаю баллончик от загара и при помощи волонтёра готов к битве с солнцем. Мне предлагают опрыскаться и репеллентом, но я опрометчиво отказываюсь, ибо до сих пор слепни были вполне терпимы.

Вторая половина дистанции. Ползу.

И тут оно началось… Выживание. Солнце включилось, наконец, на полную. Как говорят, в тени было 33С. А тень была далеко не везде… Тропы всё чаще превращались в неторопливое петляние вокруг деревьев с перешагиванием каких-то веток и кочек. А, главное, появились ОНИ. Сказать “слепни” – не сказать ничего. Надо так – “СЛЕПНИ”.

На этом фоне мой жизнелюбивый организм включил все предохранители, мне даже не пришлось себе напоминать про план, про здоровье, всё происходит само собой. Темп резко упал, пульс – 110. При этом ничего не болит, явной усталости или изнеможения нет, и ничто не мешает (казалось бы) двигаться быстрее, однако предохранители от перегрева мгновенно тормозят все попытки энергичных движений как только снимаешь с темпа фокус внимания. Ну и ладно, в конце концов я же так всё и планировал – поползём потихоньку, зато невредимыми приползём…

Пункты питания стали чаще – в среднем через каждые 11км. О, ПП на SMT – это сказка. Там есть всё. И даже иногда больше, например как вам на жаре свежевыжатый апельсиновый фреш?  И везде помогут. И заправят, и опрыскают, и умоют.

Так, от ПП до ПП в среднем (с учётом ПП) темпе 10минут на километр, но при этом не переходя на шаг (т.е. движения вроде как беговые, но темп оооочень неторопливый) до финиша и дополз.

Финиш, медалька, гречка, душ. Вполне живой, раз сразу зашла гречка с мясом, а чуть позже, перед электричкой в Нарофоминске – шаурма! Если вскоре после финиша с наслаждением заходит шаурма из придорожного киоска – это хороший знак! 🙂

Чуток статистики для любопытных.

  • На дистанции выпил ~10 литров жидкости, съел (в реальности – тоже выпил) 700г углеводного порошка (ака “афанагель”).
  • Средний темп на всей дистанции – ровно 8минут на км, на первой половине – 6минут, на второй – 10 минут.
  • Средний пульс на всей дистанции – 120, на первой половине – 130, на второй – 110. Всё как учил минздрав –  (избегать физической нагрузки на жаре 🙂 )
  • На ПП53 был примерно 16-м, (14-м, но вскоре пришли двое блудных, которые объективно сильнее, просто намотали лишнего), а  на финише – 21-м, стало быть несмотря на “доползание” и темп по 10минут,  пропустил всего 5 человек, это не так и много, т.е. тактика хоть и не предполагала результата, не стала черезчур провальной в этом плане…

Объективное (почти) заключение.

Что могу сказать о трейле и его организации в целом, безотносительно моих успехов и личных ощущений.

  • Разметка. На высочайшем уровне. Одна из лучших, что видел когда-либо.
  • Пункты питания – превосходные. Куча разных напитков и еды на любой вкус, умывание, опрыскивание, полный сервис.
  • Трасса. Достаточно логичная, разнообразная. Трек снят точно. Понятно, что в условиях средней полосы, практически “подмосковья”, объективно невозможно конкурировать с горными районами  “в абсолюте” по живописности, но то что можно было взять от района – сделано. На мой капризный вкус лучше бы бревно-кочко-петляющих кусочков было ещё поменьше (хотя и так объективно в процентах к общей длине их не так много), но, вероятно, там просто не так много вариантов замыкания петли, нет альтернатив…
  • Городок-ЭКСПО-выдача. Всё необходимое есть, очередей нет, штатная гречка и паста вкусна, лекции, развлечения,  придраться ну совершенно не к чему 🙂
  • Судейство. Явных глюков и поблажек не замечено.  Опоздавшие на 4 минуты к контрольному времени, а также не прошедшие по всему треку (отклонившиеся на “знаковом” повороте и пришедшие на ПП53 с обратной стороны)  оперативно дисквалифицированы.

ИТОГО – с поправками на “скучность” средней полосы, а также на слепней и жару (заметим, что все три явления – вне контроля организаторов, кем бы они ни были)  имеем практически эталонно организованный трейл. Ибо все ключевые моменты – на отлично.

Ну, а чтобы не зазнавались, отмечу мелкие проблемки, над которыми ещё можно поработать. Итак, если бы я был… я бы…:

  • посадка в автобусы с багажом (Москва). Я бы развернул очередь вдоль автобуса. Проще всего конечно барьером, как в метро, но чтобы его туда не тащить, можно и стоп-ленты между парой волонтёров натянуть, всё равно там много волонтёров простаивало без дела… Ну т.е. проход от багажного люка к двери (входу) должен быть узким и “снаружи”  толпа в него попадать не должна. Только мимо люка. Проходим, сдаём багаж (или не сдаём, если его нет) и автоматом уже далее проходим на вход без нервотрёпки, количество зашедших в коридор легко посчитать и вовремя тормознуть процесс.
  • громкость колонок на стартовой поляне. Я бы понизил. Если их хорошо слышно даже за лесом, скорее всего на самой поляне вполне хватит и меньшей мощности.
  • взаимоотношение дистанции  “Бобур” со всеми остальными по таймингу. “Бобур” – некий пасынок, изгой. Когда с шумом провожают “ленивцев”, “бобурцам” тем самым не дают спать. А когда провожают “бобурцев” – никакого шума, чтобы не разбудить остальных, им же выспаться нужно перед их полтинниками и тридцатками… Всех уважают, кроме “бобурцев”. Ну и вообще – три часа ночи – странное время, ни то ни сё, не утро и не вечер, и не выспаться толком, но и не ложиться тоже глупо… Я понимаю, что там возможна накладка со стартом остальных дистанций, или с расписанием пунктов питания, но я бы попробовал подвигать старт “Бобура” на пораньше.  Ну, допустим, на полночь, а в идеале вообще часов на десять-одиннадцать вечера. Может утренние старты чуть раньше тоже сделать если мешают… Тогда для участников-“бобурцев” куча бонусов возникает – во-первых, сразу минус палатка-коврик-спальник, минус багаж, минус билет на кемпинг. Просто маленький мешочек с чистой одеждой в камеру хранения – и на старт. А во вторых – больше времени бежать по прохладе, меньше слепней 🙂 …

UPD: запоздалые фотки с трассы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мысли о “Знойный Бобур”

  1. Спасибо за отчет! Как всегда, все по делу, познавательно. Советы организаторам как-то бы до самих организаторов донести… Особенно соглашусь насчет переноа времени старта на более ранний срок – абсолютно верно, все от этого только выиграют, и бегуны и зрители/близкие.
    П.С. Как последняя электричка, надеюсь ее не отменили?

  2. Спасибо, на все последние успел – сначала в Наре, потом в Кунцево…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *