UTMB-2017 на честном слове и одном крыле

1-3 сентября 2017г в Шамони состоялся 15-й старт знаменитого Ultra Trail du Mont Blanc (UTMB), собравший всю мировую элиту трейлраннинга.  Радует, что хоть медленно, но растёт число российских финишёров – в этом году  финишировало девять человек – это больше, чем за всю предыдущую историю (восемь, итого на настоящий момент  – 17 ). В возрастной категории V2H(50+) до нынешнего года не финишировал никто, мне повезло оказаться первым, и пока единственным. Хотя накануне не только финиш, но даже старт мой был под большим вопросом.  Подробности читайте в нижеследующем опусе…

Глава первая. Субъективный дневник.

Перед стартом. Женева – Шамони.

Женева встретила дождём. И всю дорогу в маршрутке до Шамони дождь бил и бил в лобовое стекло, непроницаемая серость висела  в воздухе, вата облаков полностью закрывала горы, и казалось что этой водой тут уже всё пропитано… Очень заметный контраст с прошлым годом, когда  в пути на той же маршрутке Альпы постепенно и гостеприимно раскрывали передо мной красивые виды, как бы приглашая…

Заселился в квартиру, где соседи любезно поделились свежими разведданными – от дождя трОпы основательно развезло, агрессивный протектор очень желателен. У меня как раз с собой помимо любимых и многократно проверенных XT-6 были относительно новые вингсы SG – похоже, пришёл их час. Нельзя сказать, что я совсем их не опробовал – всё же на недавнем ТрансУрале я в них бегал на Народную и обратно, это 50км и девять часов. Никаких неприятностей они тогда не доставили, поэтому были условно зачислены в годные.  Ну стало быть стартую в них, а XT-6 – в заброску в Курмайор. Стартую? Я сказал – стартую? Я же уговаривал себя посмотреть старт и погулять по окресностям – с моим разрывом двуглавой мышцы бедра бежать аж целый UTMB – чистая авантюра!

Для тех, кто не в курсе – печальное отступление.  В начале августа  буквально возле дома что-то у меня в бедре потянулось на пробежке, я закончил бег и дал ноге почти неделю отдохнуть перед ТрансУралом, надеясь что всё пройдёт. Тем более, что никаких тревожных внешних признаков (гематом, отёков, воспалений) не наблюдалось. Стартовал первый день на 50км с курумником – оказалось, что не прошло, и бежать мешает, хотя острой боли и тем более её нарастания я не чувствовал. После финиша пошёл к доктору Наташе тейпироваться, а она меня огорошила – “а Вы знаете, что у Вас разрыв мышцы, и гематома уже до половины икры спустилась?” – похоже что я “добил” небольшую травму этим “полтинником”. Доходив три дня ТрансУрала пешком, в Москве тут же пошёл к врачу, а тот направил на УЗИ, и вот что они увидели (и мне, кстати на экране показали):

Не обманула Наташа – реальный разрыв, хоть и частичный (при полном требовалась бы уже хирургия и так бы шустро я не ходил). Профессор-“узист” сказала – “3-4 недели”,  а у меня до старта одна неделя. ОДНА.  Но билеты, трансфёр, проживание и оргвзнос – невозвратны, так что глупо не ехать.   И вот я лечу в Шамони с внутренним конфликтом (стартовать/не стартовать) и прекрасно понимаю, что на старте на фоне Килиана и Ко я буду выглядеть вот так (1885 – мой стартовый номер):Таким образом, буквально за день до старта шансы своего успешного финиша я оценивал невысоко, скорее как  чудо. Но дальше “авантюрная” моя половина стала хитрыми манёврами теснить “разумную”. Ну типа:

  • “если я пойду и получу стартовый пакет – я же ничего не теряю?  всё равно уплачено, будет футболка как минимум”…
  • “если я посмотрю старт не снаружи, а изнутри, я же ничего не теряю? Зато заряд массовой энергии получу! а если заболит, остановлюсь и тут же вернусь, в чём проблема?
  • “если я добегу до первого ПП я же всегда могу с него сойти и вернуться, если время на грани контрольного, что я теряю?

Ну и так далее…  В итоге я всё же  иду на старт. Далее в названии каждого отрезка пути будет одинаковый порядок – “начальныйпункт”-“конечныйпункт” (пройденный путь нарастающим итогом, набор высоты нарастающим итогом, сброс высоты нарастающим итогом, время от старта, место в абсолюте, изменение места с прошлого отрезка) . Поехали!

Chamonix – Le Delevret (14км, D+867м, D-163м, 1:55, 1053abs, —  )

На площадь я пришёл примерно за час до старта. В отличие от прошлогоднего Курмайора, особо строгих порядков, заграждений и стартовых секторов не обнаружилось – просто на подходах к площади волонтёры делили по номерам элиту от простых смертных, и элиту направляли через “парадный вход” (т.е. сквозь арку, где она автоматом оказывалась в первых рядах), а всех остальных –  “со двора”, т.е. на площадь. Там уже за час была внушительная толпа беспорядочной формы, кто-то сидел, кто-то стоял, но только самые “наглые” иногда пытались как-то протискиваться ближе к арке, а обычным (относительно вежливым) путём было уже не протолкнуться. Ну, мне особо и не надо, в этот раз спешить точно некуда…  За полчаса до старта провели короткий брифинг, где ещё раз сказали про некоторые мелкие изменения маршрута из-за погоды и про саму погоду (в общих чертах, типа “в горах снег и отрицательные температуры”).  Ещё какие-то  диджейские попытки завода толпы,  и, как-то тихо и незаметно – “гоу!”.  Ни выстрела, ни обратного отсчёта, впрочем для моей позиции это вообще неважно – какое-то время мы даже не шли, а стояли. Потом тихонько пошли, и, лишь пройдя заметное расстояние, как-то стало возможно   трусить. Первый километр был пройден за 14 минут, дальше пошло резвее…  Первые километры вдоль всей дороги огромные многослойные толпы болельщиков, шумящих, звенящих, кричащих что-то по французски, из понятного мне разве что “але-але” и “браво”.  Я потихоньку наращивал темп от быстрого шага до трусцы, анализируя ощущения в порванной мышце и ловя безопасный темп. Вроде поймал, и он даже оказался чуть выше ожидаемого…

Первые 8км были практически плоскими, дальше начался подъём, и я вытащил палки. И если раньше в основном обгоняли меня, то тут уже пошли первые обгоны с моей стороны. Дорога пока была вполне широкая, т.е. шли в колонну по три-четыре человека, и толпа по-прежнему была очень плотной.

На горку залез 1053-им (разумеется, как здесь так и далее  непосредственно в момент гонки я этих цифр не знал и даже не догадывался) вполне полным оптимизма – нога хоть и мешала (ограничивала скорость), но не беспокоила, разве что в мембранных штанах было жарковато, а обещанный синоптиками дождь так и не думал начинаться. Успокаивал себя тем, что скоро стемнеет и похолодает, и тут то я “сэкономлю” на переодевании туда-сюда если потерплю ещё чуть-чуть…

Le Delevret – Saint-Gervais (21км, D+954м, D-1162м, 2:55, 1160abs, +107мест )

Начался первый длинный спуск. Было важно приноровиться к ноге, не нагружая её и страхуя палками. Понятно, что о техничных быстрых спусках не могло идти и речи, плёлся шагом, пытаясь как-то оптимизировать скорость. Началась первая грязь, пока умеренная, но народ без агрессивных протекторов уже начал подскальзываться и падать – это было видно по грязным задницам у обгоняющих…  Мои вингсы SG держали хорошо, падать не пришлось.

Кроме меня, похоже, пешком вниз никто не шёл – меня непрерывно обгоняли. Чтобы оценить масштаб – за час я сдвинулся на 107 мест, это примерно один обгон в каждые 30 секунд.  Но меня больше волновало время в Saint-Gervais – по нему можно было грубо оценить по какому графику (на какое время финиша) я иду, насколько близко упираюсь в контрольное время. Я специально не доставал табличку до самого ПП, чтобы не провоцировать себя на  какие-то планы, ускорения и т.п., мне было важно оценить реальные перспективы исходя из комфортного (для травмированной ноги) темпа.  Итак, наконец, Saint-Gervais. Залил воду,  достал заветную бумажку и глянул на часы – из трёх часов!  Это примерно на 40,5 часов на финише! Шесть часов запаса от лимита.  Ну что, так жить можно! Последняя зацепка в духе  “а не сойти ли лучше сразу, не пожалеть ли ногу, всё равно опоздаю” отброшена – теперь только вперёд!!!

Saint-Gervais – Refuge de la Croix du Bonhomme (45км, D+2887м, D-1467м, 7:53, 995abs, -167мест )

Следующие пять часов были достаточно комфортны для меня со всех точек зрения:

  • наконец-то похолодало  для мембранных штанов, дождь, правда, так толком и не пошёл, но была какая-то морось не то с градом не то со снежком, так что мембранную курточку я тоже надел.
  • начались подъёмы! Тут бегом уже всем слабо (речь о сопоставимых мне по силам, элиту не трогаем), а пешком мне нога не мешает, плюс у меня есть палки и лыжные навыки ими толкаться – ну вот можно и отыграть кое-что на этих 1900 метрах почти непрерывного набора.  Конечно, это выглядело не так эпично,  как пропускание на спусках каждые 30 секунд, но в среднем каждые две минуты я кого-то обгонял. Медленно, но регулярно. Судя по протоколу, набрал 167 человек.
  • ночные тропы в свете фонаря для меня уже привычны, пейзажи не отвлекают, а идеальная ярчайшая разметка видна даже лучше, чем днём – только работай.

Впрочем, про пейзажи  – любоваться всё же иногда приходилось, как ни странно. В некоторых местах либо вперёд, либо назад была видна ярчайшая “змея” из тысяч фонариков участников UTMB, петляющая серпантином, шевелящаяся в ночи от горизонта до горизонта. Это было захватывающее зрелище! Я, конечно видел нечто похожее в Хорватии, но там всё же позади меня было всего порядка 200 фонариков, они делились на отдельные островки и даже огоньки, а тут – порядка 2000 – и это давало совсем новое качество – змея была сплошной, яркой и толстой!

Refuge de la Croix du Bonhomme –  Les Chapieux (50км, D+2887м, D-2372м, 8:55, 1113abs, +118мест )

Увы, после любого подъёма начинается спуск. Мало того, что мышца мне не позволяет бежать, так ещё и размокшая глина троп после дождей подкинула подлянку на 48-м километре. В обычном (сухом) состоянии грунты там везде твёрдые и об них можно смело толкаться палками. Но сейчас в какой-то момент палка зарылась в почву глубоко, как в снег – и – я только услышал и одновременно почувствовал рукой зловещий хруст – нижнее колено карбоновой  палки переломилось пополам. Приехали. Мало того что почти без ноги, так ещё и без палки? 120 километров?  Матерное слово разнеслось по ночным Альпам 🙂  Однако, спокойно, мы же это уже проходили! Карбон у сплавовских палок очен прочен на сжатие и выдерживает упор о камень даже без наконечника, проверено лично в Хорватии в 2015 году. Достаём из рюкзака аптечку, заматываем обломанный кончик пластырем, чтобы не щепился. Грязный наконечник с остатком палки выбрасываем. Выдвигаем все колена на максимум, а “здоровую” палку чуть укорачиваем для симметрии – ну вот, через три минуты у нас уже опять две палки! Пора двигаться дальше!!!

На этом 900-метровом сбросе высоты (согласно протоколу) меня обогнали 118 человек, это опять  в среднем каждые 30 секунд. Вы спросите, ну и какая мне, “физкультурнику”, разница, сколько там народу меня обгоняет, что я каждый раз это упоминаю? А я отвечу – на то есть две причины:

  • дело тут не в  протоколе, а в узкой тропе. Любой обгон – это сначала нервное сопение за спиной, вечный вопрос в голове – уступить самому или подождать когда попросит, а просит иногда в неудобном месте, а уступая, теряешь ритм и скорость, пусть небольшую, но и её жалко…  Это же всё сотни раз повторяется….
  • ну и каждый раз лишнее напоминание о своей неполноценности. Не в смысле спорта, а в смысле травмы. Типа “вот был бы здоров, сейчас тоже бы мог бежать вниз легко как эта бабушка 🙂 “

В голове окончательно складывается идея “реванша” – вот как приеду сюда на следующий год со здоровой ногой, как пробегу вниз легко и свободно, без странных кривых подпрыгиваний и тыканий палками, да ещё тропы будут сухими – вообще песня, беги не хочу…

Les Chapieux – Col de la Seigne (61км, D+3955м, D-2478м, 11:27, 983abs, -130мест )

Последний подъём перед рассветом. За километровый набор отыгрываю 130 мест обратно, уже привычно встречая те же спины 🙂

 

Col de la Seigne – Col Checruit (74км, D+4510м, D-3568м, 14:17, 1015abs, +32места )

Небольшой спуск в красивую долину – и розовые лучи рассвета красиво подкрашивают Монблан и его соседей. Поднимаемся на небольшую горочку прямо напротив Монблана – тучи  рассеиваются, и в лучах восходящего Солнца открываются изумительные виды… Народ останавливается и селфится пачками. В каком-то смысле хорошо, что у меня нет смартфона с собой – не надо думать сколько раз и где делать эти самые сэлфи 🙂

Начинается спуск к пункту Checruit, и я отчётливо начинаю понимать, что, несмотря на проверку ТрансУралом, несмотря на идентичный с моими любимыми XT6 размер, кроссовки Wings SG всё же имеют слегка другую колодку, и ногти больших пальцев начинают возмущаться этим фактом, больно упираясь на спусках. Спускаться становится труднее, приходится терпеть.

Col Checruit – Courmayeur (78км, D+4538м, D-4382м, 15:19, 1114abs, +99мест )

На ПП Checruit  помимо обычного лёгкого перкуса решаю подкрепиться горячей пастой с соусом (макаронами, по сути), чтобы не тратить время в Курмайоре, по прежнему опыту Бузета в Хорватии там всегда большая суета с забросками, группами поддержки, толпы народу и т.п. А тут уютные пустые столики на свежем воздухе так и приглашают посидеть, поесть, полюбоваться окресностями. Сразу по выходу из ПП небольшая горочка с фотографом, где я сытый и довольный ещё вполне улыбаюсь. Но это – ненадолго.

Начинается спуск к Courmayeur, сброс 800м на 4км пути. Ногти и так в кондиции, а тут ещё неудачно врезаюсь правым мыском в какой-то камень, добивая их.  Каждый шаг вниз отдаётся болью. Понимаю, что в этих кроссовках я маршрут не закончу. Хорошо, что как раз в Courmayeur, в заброске, меня ожидают любимые трижды проверенные XT6. Пусть они и скользят по грязи, ерунда, подстрахуюсь палками, но, по крайней мере, смогу двигаться без боли.

С этими мыслями медленно и печально продвигаюсь вниз, как обычно обгоняемый каждые 30 секунд. Но, вероятно, из-за боли, субъективно мне в тот момент кажется, что обгоняют меня как минимум втрое чаще,  человек по 6  в минуту, и вот уже скоро обгонят все и я стану последним…  Мысль хватануть кеторола отвергаю сразу, ибо в случае чего не смогу понять сигнала от надорванной двуглавой бедра, а это – риск её дорвать до конца, что не входит в мои планы. Время пока есть, потерпим.

Courmayeur – Refuge Bertone (83км, D+5341м, D-4402м, 17:09, 914abs, -200мест )

Вот и вожделенный Courmayeur, заброски развешаны по номерам на длинной штанге, как пиджаки в магазине одежды. Нахожу свой мешок и направляюсь в зал, где нахожу скамейку в самом конце. Там переодеваюсь, убираю брюки, обрабатываю стопы антисептическими салфетками, меняю носки, и, главное, – ненавистные кроссовки! Очень странные ощущения – резко чувствуется поддержка внутренней части стопы на контрасте, но, главный бонус – гораздо легче ногтям!  Загружаю в рюкзачные карманы свежие пакеты волшебного порошка из заброски. Ну и пора идти, время тикает… Обедать не буду, паста была на прошлом ПП, так что, как обычно, засыпаю порошок, заливаю водой, и – в путь!

Подъём к Bertone сначала очень отлог по дорогам, затем покруче, по каменистой тропе, но тоже совсем не сложной. На тропе начинаю обгонять людей, работая палками, однако не слишком часто. Довольно много и “гражданских”  туристов-пешеходов, но они уступают дорогу дисциплинированно,  не дожидаясь просьб.  Протокол утверждает, что на этом участке я продвинулся аж на 200 мест – вероятно, часть из них  просто расслаблялись в Courmayeur, некоторые там даже лежали, пытаясь дремать, кто-то плотно обедал, кто-то основательно переодевался, а, возможно, кто-то и колебался и думал, не сойти ли с дистанции (из  Курмайора самый быстрый и простой трансфер в Шамони, соблазн велик)…

Refuge Bertone – Refuge Bonatti (90км, D+5629м, D-4650м, 18:41, 906abs, -8мест )

Прогонный траверс вдоль склона со слабым рельефом, плотными тропами и красивыми видами (в хорошую погоду). Но, если в  Courmayeur мне было жарко в лонгсливе и мечталось о футболке, то тут подул заметный ветер и стал покрапывать дождик – пришлось надеть куртку. Начинались места, знакомые по CCC.  Как-то в небольшом еловом островке я с удивлением заметил пару крепких подосиновиков в полуметре от тропы.

Refuge Bonatti – Arnouvaz (95км, D+5766м, D-5008м, 19:53, 907abs, +1мест )

Дождь постепенно усиливался, тропы становились мокрее, предстоял спуск к  Arnouvaz – на нём я впервые почувствовал отсутствие подмётки SG – мои XT6 на мокрых местах скользили вниз, приходилось страховаться палочками…

Однако, до настоящей грязи было ещё далеко 🙂 Я  вполне успешно  сошёл к ПП, даже особо никого не пропустив, вероятно они засиделись в  Bonatti, который я проскочил  довольно оперативно.

 Arnouvaz – Grand Col Ferret (100км, D+6512м, D-5025м, 21:37, 842abs, -65мест )

На выходе из шатра стоял волонтёр и всем, кто “в трусах”, предлагал немедленно надеть длинные штаны, ибо наверху холодно (-9С), снег и ветер. Без этого не выпускал. Меня долго просить не пришлось, дисциплинированно надел капроновые брюки-самосбросы (без мембраны), чтобы не тревожить кроссовки. В отличие от дождя, снег и ветер они держат. Предстоящий подъём радовал – я помню его по прошлогоднему ССС, я надеялся хорошо там отработать палками, а нога пусть пока отдохнёт, подъёмы её не тревожат.

В начале подъёма вместо снега был мелкий дождь, гора была покрыта облаком. Однако, сильный ветер успешно сушил намокающие брюки, так что особо промокнуть я не успел.  Размокшая глина тропы заставляла ноги буксовать, поэтому подъём шёл не так легко, как я ожидал.  Волонтёр не обманул – начиная с некоторой высоты дождь перешёл в снег, а ветер ещё усилился. Острые льдинки хлестали по щекам. Видимость ещё уменьшилась.

Редкая цепочка “ёжиков в тумане”, укутанных от ветра и холода и с трудом продвигающаяся против ветра, буксуя в грязи, сильно контрастировала с разомлевшими от жары прошлогодними ССС-шниками в майках и кепках… Место и время то же, а какой контраст!  Однако, постепенно из тумана показались два тепло одетых спасателя, отметили чип и грозно сказали “а теперь БЫСТРО вниз, нельзя тут находиться”. Это был перевал – подъём кончался, а вместе с ним и Италия, предстоял спуск в Швейцарию.

Grand Col Ferret – La Fouly (109км, D+6592м, D-6029м, 23:28, 878abs, +36мест )

Спуск, с потерей километра по высоте, очень простой технически – гладкие отлогие грунтовые тропы по лугам. Хорошо помню, как в прошлом году я здесь отрывался, просто расслабившись и позволяя телу “скатываться” вниз. Сейчас (из-за ноги) приходилось аккуратно сходить вниз, практически пешком. Если в прошлом году на спуск  ушёл 1 час 17 минут, то сейчас – 1час 50 минут, это на 43% медленнее, т.е. почти в полтора раза…

La Fouly – Champex Lac (123км, D+7186м, D-6747м, 26:24, 836abs, -42мест )

Из 14 километров наверное около 9-10 приходилось на плавный спуск по дорогам, часто – даже асфальтовым. Тут меня обгоняли все, ибо бежать по асфальту может каждый 🙂 Ну, вы поняли, кроме меня 🙂  А вот потом мы свернули на грунтовый подъём длиной около четырёх километров. Одновременно похолодало, стемнело и пошёл сначала дождь, а потом просто-таки ливень. В сочетании с глинистыми грунтами в перемешку с камнями, и всё это развезло в хлам, а сверху льёт, подъём получился “весёлый”.  Прошедшие ГРУТ грязи не боятся, и я методично работал в подъём, стараясь не  расслабляться, ибо и так начинал промокать и замерзать (надевать мембранные штаны, снимая кроссовки в грязном лесу грозило либо грязью в кроссовках, либо судорогой, я надеялся успеть всё же в Champex Lac) …  В итоге даже нагнал довольно много народу, деморализованного ливнем и грязью.

Когда я, наконец, ввалился в Champex Lac, то от холода не смог попасть ложкой в тарелку супа, так дрожали руки 🙂

В итоге я не только переодел брюки на мембранные, но и надел всё обязательное снаряжение, что оставалось в рюкзаке, включая зимнюю шапку из виндблока. Потом я основательно поел горячей еды, пасты болоньезе, горячего чая с кучей сахара и печенья и т.п.  И лишь окончательно согревшись, проведя в шатре в итоге 40 минут (!),  вышел вновь в ночной дождь и слякоть…

Почти четверть всех сошедших с дистанции сошли на этом отрезке. Думаю, из-за этого холодного ливня.

Champex Lac – Vallorcine (149км, D+9282м, D-9026м, 35:11, 776abs, -60мест )

Ночные две горы прошли спокойно, “на автопилоте”, и были чем-то похожи друг на друга. Оба раза я заметно нагонял на подъёмах, и относительно коротко сидел на ПП, но зато на спусках меня прошивали пачками. В этот раз спуски были особенно грязными, что неудивительно после ливня и сотен прошедших.  На одном длинном серпантине тропа представляла собой грязь, аккуратно “упакованную” в узкой канавке.  Но снаружи было как-то криво и каменисто, поэтому проще было смириться и хлюпать, чавкать и скользить внутри этой канавки. Поскольку мой протектор для этого был практически “лысым”, я активно притормаживал и подстраховвывался палками, и, похоже, (в моём окружении) медленнее меня спуски не шёл никто 🙂

Были и техничные моменты  – перепрыгивание с камня на камень, и я мысленно удивлялся, почему они совсем не отложились в моей памяти с ССС?  Вероятно, камни были сухими (и оттого менее коварными), а я был более здоровым и свежим (всё же одно дело скакать после  15часов, другое – после 30! ).

Я боялся, что на вторую ночь начнёт “срубать”, всё же я никогда не бегал более 30 часов, и на этот случай припас пару ампул гуараны. В общем, голова оставалась довольно ясной, разве что начиналась интенсивная зевота, так что эти ампулы я на всякий случай и употребил с интервалом часа в три, не тащить же их на финиш 🙂  Вообще, организм вработался и не подавал никаких тревожных сигналов. Да, ни силы толчка, ни упругости мышц, ни молодецкой прыти от него давно не ожидалось, но он размеренно, плавно и методично пёр вперёд, как танк, не жалуясь и не тревожа меня никакими болями, просьбами поспать или замедлиться…  По этому поводу регулярно вспоминался и с энтузиазмом, иногда даже вслух (если рядом никого не было) пелся припев старой советской песни: “Бак пробит, хвост горит, но машина летит! На честном слове и одном крыле.”

Vallorcine – Chamonix (170км, D+10000м, D-10000м, 40:18, 783abs, +7мест )

После ПП Vallorcine психологически уже как-то неминуем финиш, хотя на этот участок и потребовалось в итоге почти пять часов.  Рассветает, погода налаживается. Маршрут слегка изменили, пустив пониже, но взамен  добавив довольно техничный промежуточный  “лишний” спуск по корням и огромным камням вперемешку – наверное, самый сложный на маршруте. Мысленно ругаясь, сползаю по ним максимально аккуратно,  не представляя, как здесь бежали лидеры. Но спуск, наконец, сменяется подъёмом и нас выводят на траверс склона в сторону Флежер, почти горизонтальную длинную тропу, параллельную старому треку. Затем мощный подъём к горнолыжке, стакан кока-колы – и сразу на спуск.

Ого, начало по горнолыжке в прошлом году  не казалось таким крутым, я вроде даже бежал его… а сейчас оттормаживаю палками. Затем знакомый серпантин, нескончаемые обгоны меня бегущими конкурентами  (я-то по-прежнему ковыляю ну практически быстрым шагом), и, наконец, асфальт Шамони!

Что тут творится! В прошлом году я финишировал среди ночи среди редких болельщиков,  город спал. Сейчас дело к полудню – все высыпали и подбадривают меня, кажется, что весь город! Стучат по заборчикам, звенят, кричат…

 

И чем ближе к заветной арке – тем гуще толпа.  Пробегаю мимо “своего” дома, меня окликает Татьяна М., поздравляет и бежит встречать на финиш (по срезке). А мне – ещё пару петелек, и – в арку.  Волнующий до слёз момент. Я дошёл! Машина долетела, на честном слове! А ведь ещё два-три дня назад это казалось невозможным.


Глава вторая. Некоторые технические детали для любопытных.

Подготовку описывать не буду – в связи с травмой её не было с начала августа, да и то, что было до того травма в значительной степени перечеркнула.

Снаряжение отработало безупречно, за исключением одной из двух пар кроссовок. А именно (из брэндового, остальное непринципиально):

  • куртка мембранная Сивера Гвор
  • штаны мембранные Сивера Стякуш
  • перчатки мембранные Сивера Десница
  • рюкзак CAMP Trail Vest Light
  • фонари Fenix HL22 с литиевыми батарейками АА. Ушло 2,5 батарейки АА за две ночи.
  • шорты Salomon EXO S-Lab Twin Skin Short
  • кроссовки Salomon S-Lab XT6 (после Курмайора)
  • кроссовки Salomon S-Lab Wings SG (до Курмайора)

С последними в списке кроссовками я не уверен, что решение их взять было верным, но не уверен и в обратном.  Да, они “убили” мне пару ногтей и замедлили спуск к Курмайору, но зато я всю ночь не скользил и меньше тормозил палками на спусках, ибо они хорошо держали. Понятно, что если вернуть всё назад, я бы их не взял,  ибо пальцы дороже,  но  объективно предсказать, что они начнут давить спустя 70км, я никак не мог, для этого не было никаких оснований. Повторюсь, девять часов первого дня ТрансУрала не выявили ничего подозрительного. Вероятно, средние уклоны на спусках на Урале были поменьше.

GPS-навигация и тайминг – брал двое часов с загруженными треками, Suunto Ambit 3 Peak и Garmin Fenix 3.  Не подзаряжал. Первые сели через 26 часов, потом включил вторые, их хватило на оставшиеся 14 часов с запасом (обычно их хватает на 16-17 часов). Треком пользоваться не пришлось – разметка везде с запасом. Пользовался только километражем для регулярного питания и расчёта воды до ПП.

Питание составляли 45-граммовые зип-пакетики с самодельным углеводно-солевым “волшебным порошком”, который я разводил водой на каждом ПП и пил каждые 1-2 километра. Заготовил я их 17 штук, но реально выпил 13, т.к. ночью в холод под дождём холодную жидкость пить особо не хотелось… Плюс, на каждом пункте питания крекеры, кола, чай с сахаром,  а на некоторых – суп и макароны с соусом.

Раскладка сил по дистанции – отсутствовала как таковая, никаких планов не было, ибо травма не позволяла варьировать скорость ну почти никак, ну разве что подъёмы старался не тупить, работать ровно. Ну и не отдыхал лишнего на ПП. В итоге, как оказалось,  довольно близко шёл к 40,5-часовому графику среднего бегуна, т.е. “как все”. Чуть отставал от него на спусках и чуть опережал – на подъёмах.  И, в итоге, обогнал 70% стартовавших (!).

Глава третья. О UTMB безотносительно меня.

В целом организация была даже более чёткой и заботливой по отношению к участникам. чем в прошлом году.

Катафоты ночью светились ярче, и их было больше, явно с запасом на любой туман. Некоторые спуски были промечены даже корридорами из катафотов. Заблудиться на трассе было решительно невозможно, особенно ночью.

Питание. О, его заметно добавили, учитывая дождь и холод. Даже где горячего питания не было раньше, оно появилось.  Где раньше не было горячего чая – он появился. Более того, появились вообще “левые”,  дополнительные палатки и сарайчики посреди дистанции, которых не было на схеме – и там нам предлагали горячий суп!

Выдача стартовых пакетов и проверка снаряжения.  Очень грамотно распараллелена работа волонтёров, огромное число народу пропускают достаточно быстро, я попал в самое неудачное время (к открытию столпилась уже толпа, последний день), и то не потратил и получаса.

Ну и всякие “мелочи” типа “заднего” номера с флагом, электронных отметок в онлайне для болельщиков, продуманной системы билетов для ассистентов, просторные пункты питания с вынесенными кранами с водой там, где это реально и многое-многое другое….

Что касается трассы, то трудно судить её из-за нехарактерной погоды. Такие дожди  именно в это время бывают редко, обычно суше и теплее. Но даже в такую нетипичную погоду особой “жести” не было. Да, грязно. Но носки остались почти белыми, выше щиколотки грязи не было почти совсем. Да, мокро, но – не страшно, это – не скользкий курумник, где каждый шаг может кончиться переломом.  Если смотреть под ноги, всё безопасно.

Ну и, наконец, главное. Мой опыт показал, что контрольное время на UTMB не такое жёсткое, как кажется, т.е. если не тупить, то идётся пешком без проблем даже без особой подготовки.

Выводы

Для себя – обязательно приеду ещё, для начала подам заявку на UTMB-2018, а там как лотерея решит… Хочется всё-таки пробежать эту дистанцию, а не пройти, особенно на гладких спусках….

Для тех, кто ещё не был – не бойтесь приукрашенного  “величия” этого трейла, ничего в нём страшного и сложного нет, набирайте баллы и приезжайте – не пожалеете!

Ну и на закуску – небольшая видеонарезка, чтобы иметь представление –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мыслей о “UTMB-2017 на честном слове и одном крыле”

  1. Александр Афанасьев Карелия г.Кондопога:

    Михаил! Ну нет слов! Мои поздравления.
    Я очень ждал ваш отчет, смотрел весь UTMB в прямом эфире, уже знал ваш результат, но прочитав …. вообщем еще раз- поздравляю! Представляю чего вам это стоило, в 2016 сам прошел походом Tour de Mont Blanc. И хотел задать вопросы, если это удобно.

  2. Если частные вопросы, то лучше на почту, а если публичные – то можно в фейсбуке меня найти. Там я ссылаюсь на этот дневник.

  3. Михаил, поздравляю! Правильное решение и отличный результат. Помню в поезде с Транс Урала вы высказывали опасения по ноге. Выздоравливайте скорее и удачи на лотерее!

  4. Очень захватывающий рассказ!! Вы большой молодец! И пример для многих! В этом году бегу свой первый Ультратрейл Mad Fox Ultra 70k. Дают за него 4 балла. Как эти баллы копить и что с ними в дальнейшем делать я не знаю… Не подскажете? Ввиду моей не опытности.

  5. UTMB® : 15 points acquired between 2016/01/01 and 2017/12/31 (in 3 races maximum)
    CCC® : 8 points acquired between 2016/01/01 and 2017/12/31 (in 2 races maximum)
    TDS® : 8 points acquired between 2016/01/01 and 2017/12/31 (in 2 races maximum)
    OCC : 4 points acquired between 2016/01/01 and 2017/12/31 (in 2 races maximum)

    Просто 1-2года участвуете в любых трейлах дающих эти баллы. Потом берёте два лучших по баллам. Если есть 8 – значит можете подавать заявку на CCC или TDS. А если в ТРЁХ лучших набирается 15 баллов, то и в полном UTMB. Но сначала будет лотерея, но это уже другая история, без баллов даже на лотерею не пустят 🙂

  6. Поздравляю!
    Михаил, какие часы более удобны?) и указанное время их работы в эконом режиме, без глонасса?

  7. Удобны для чего? У всех свои требования. Допустим, для следования по треку и вообще работы с ориентированием, Гармин на голову выше Амбита. У Амбита отвратительный интерфейс во всём, что касается треков, я много данных просто физически потерял в карельском походе из-за этого. С Гармином это невозможно, там всё логично и вылизано. А если нужно просто долго смотреть на циферку километров и часов, как на ЮТМБ, то Амбит выигрывают тупо по долговечности аккума. Времена работы у меня в отчёте указаны. 26 против 16. Обещали соответственно 30 и 20. Это и есть экономные режимы. “Экономнее” только режимы “ультратрек”, но они совершенно нерабочие ни у Гармина, ни у Суунто (обещают 60 и 50, но треки и цифры никуда не годятся, возможна непредсказуемая погрешность в любой момент, см. мой хорватский отчёт за прошлый год).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *