1) “Есть ложь, наглая ложь, и….”
2)”Кошка бросила котят – это Путин виноват”.
Причины написания опуса.
Зашёл я надысь в Яндекс-картинки с поиском некоего статистического графика по России по годам. В моём запросе даже не было слова “школа”, и тем более слова “Путин”. Но, к моему удивлению, мне подсунули пару десятков вариантов по сути одного и того же графика – условно “школы vs храмы”. Он был по-разному оформлен, в разных программах, разными цветами, иногда с разными добавочными картинками (священники, Путин в церкви, Путин и Патриарх) и разными подписями разной степени прямоты намёка (“Путин убил образование”, “Итоги правления Путина” и т.п.). Судя по топу Яндекса, эти картинки интенсивно продвигаются и сознательно тиражируются. Отличный пример, как нам навязывают наглую ложь. На нём удобно пояснить, как легко обмануть по сути, не прибегая к формальной клевете. Приступим.
Включаем мозг.
Повторю один из вариантов картинки крупнее (полный – по клику):
Что нам тут неявно (а чаще – явно в подписях) пытаются навязать? Якобы “Путин закрывает школы и открывает храмы, ему не нужны образованные люди, ему нужны тупые дебилы, и т.п., и т.д.” Иногда на это намекают менее явно, ну вот типа такого (тут пафос сосредоточили в заголовке):
Опустим даже подтасовки с укрупнением, например у моей прежней школы сейчас стало три здания вместо одного, а по сути количество квадратных метров не изменилось, просто исчезло два номера школ. Это мелкие частности, а я хочу проиллюстрировать более общий принцип, общий подход ко всем подобным графикам. Итак, попробуем включить мозг.
Вот просто подумайте, а почему собственно плохо, что школ становится меньше? Не абстрактно, а конкретно, что конкретно ВАШИ дети от этого потеряли? Построим все возможные (гипотетические) конкретные варианты:
- часть детей вообще не посещают школы, им не хватает, растёт число необразованных детей
- растёт нагрузка на здания оставшихся школ – две-три смены, теснота в классах и пр.
- растёт нагрузка на учителей – бОльшее число детей в классе и т.п.
- за счёт слияния мелких локальных школ стало далеко (долго) ездить, тратится больше времени
По порядку. Первое – очевидно абсурд – необразованных детей просто нет, никого не выгоняют, даже наоборот, некоторым родителям приходится проходить кучу формальностей чтобы им РАЗРЕШИЛИ домашнее образование с НЕпосещением школы (либо семейное, либо репетиторы, не суть, дело по-любому добровольное). Второе – я не видел ни одного временного графика “квадратные метры на одного учащегося”. Но видел санитарные нормы, и они не менялись. Думаю, если бы их перестали соблюдать, крики мы бы услышали 🙂
Теперь по учителям. Быстрый поиск сразу даёт ответ, вот только этот график почему-то никто не тиражирует:
Да, нагрузка выросла. Но всего на 7% за десять лет. Не впечатляет. Совсем.
Насчёт времени на дорогу. Казалось бы, легко провести соцопрос. Но я не нашёл никаких усреднённых данных. Впрочем, даже если они есть, я лично наблюдал в Финляндии процесс укрупнения сельских школ, я в них (этих школах) просто ночевал девять лет подряд. Закрываются на глазах, детей возят в райцентр. Общемировая тенденция.
Но вернёмся к Путину и кошке с котятами. Так почему же закрываются школы? Да просто некого учить. Демографическая яма. Вот например известный график:
Число выпускников школ сократилось ВДВОЕ(!). При совершенно незначительной подростковой смертности легко понять, что похожие графики для 6-классников просто сдвинутся на 5 лет раньше ( через пять лет они “вырастут” до 11-классников) и т.д. про первоклашек (на 10лет раньше), т.е. падение приходится ровно на те самые 2000-е года.
А теперь ещё раз включите голову. Число детей упало ВДВОЕ когда? Очевидно, в момент их (не)зачатия! Ну не может Путин при всём желании родить из воздуха готового школьника, если его (школьника) не родила мамка 7-17 лет назад. А теперь смотрим ещё раз на график 17-летних и вычитаем из него 18 лет (момент зачатия). Падение зачатий вдвое стало быть произошло с 1986 по 1996 год! Путин тогда был никто и звать его было никак, он тут точно ни при чём!
Ну а теперь подытожим крупными мазками как нас развели. Итак, в начале 1990-х резко перестали рожать. Спасибо Гайдар-Чубайсам. Это привело в 2000-х к падению числа детей школьного возраста. Что логично привело к уменьшению количества учителей и школ (при этом число на одного ученика по сути принципиально не изменилось) . Но “грамотным” составлением графиков нам внушили, что это Путин кушает детей. Бинго! Гайдар-Чубайс-Ельцин отмазаны, можно продолжать проводить Гайдаровский экономический шабаш форум…
А что с храмами?
Тут сложнее что-то утверждать наверняка ( в отличие от почти 100%-ной вероятности того, что десятиклассник 2014 года родился в 1997-1999-м), а понятие “верующий” можно трактовать очень широко. Однако, даже грубые прикидки дают примерно ту же картину по времени, что со школами. А именно, смотрим вот сюда:
Видно, что кратное увеличение числа верующих произошло ещё до Путина. Грубо на 200%. А при Путине выросло ещё грубо процентов на 15. Такой взрывной рост породил “отложенный спрос”, который при Путине и реализовался. Ну т.е. гипотеза, что “Путин специально чуть ли не лично строит храмы вместо школ, чтобы загнать глупый народ в религию” совершенно не подтверждается – “всё уже украдено до нас”(С). Всё ровно наоборот – основная часть к началу 2000-х уже пришла в религию и теперь породила спрос на храмы. Ну и не забываем, что подавляющее число храмов строится вовсе не на бюджетные деньги.
Тут мне трудно удержаться от попутного плевка в “либерастов”, которые нынче смачно постят упомянутые в начале картинки про “итоги правления Путина”. Ибо именно они в конце 1980-х и начале 1990-х так же смачно линчевали большевиков и проклятый совок и прославляли церковь. Даже фильм сняли “Покаяние”, с мемом “зачем нужна дорога, если она не ведёт к храму”. А сейчас вдруг те же храмы объявляют мракобесием. Большевики храмы ломали – либерасты недовольны. Путин (якобы) храмы строит – они опять недовольны. Ну как на них угодить? 🙂
Теперь, “чтобы два раза не вставать”, придумаю-ка я притчу и про “койкоместа” заодно.
Притча про Чунга-Чангу
(все болезни, лекарства, страны и лидеры вымышлены)
В жарких африканских лесах затерялись две крошечных, примерно одинаковых по населению, страны – Мумба-Юмба и Чунга-Чанга. Регулярно там свирепствовала лихорадка Фигли, кишечная инфекция, с высокой смертностью в характерной скрюченной позе. С давних времён лечили её 10-дневной капельницей хинина в больнице. Выздоравливало 90%, но 10% таки умирало, по 1000 человек в год. Обслуживало это дело 100 больниц, 100 врачей и 1000 койкомест в каждой из стран.
Новый король Чунга-Чанги Хулио был продвинутым, послал жену и сына в дальние страны учиться.
Первой вернулась жена, открыла фирму по производству мыла и бутилированной воды. Развесили везде рекламки скрюченных лихорадочных трупов с надписями “он не мыл руки с мылом” или “он пил сырую воду”. Гигиена уменьшила число заболевших в десять раз. Осталось 10 больниц, 10 врачей и 100 койкомест. 100 трупов в год.
Затем вернулся сын, привёз технологию производства хреномицина, вылечивающего уже с 99% эффективностью и всего за один день в койке. Осталась 1 больница, 1 врач, 10 коек. 10 трупов в год.
Всё шло хорошо, но вот вышел рейтинг ЮНЕСКО по койкоместам, и вышло, что Чунга-Чанга по количеству койкомест на два порядка отстаёт от соседней Мумба-Юмбы. Какие-то местные экстремисты-заговорщики расклеили соответствующие листовки в духе “Хулио убил нашу медицину”, начались волнения, Хулио свергли, имущество его олигархической семьи разграбили, ни мыла, ни хреномицина больше не продавали. И всё вернулось на круги своя, как в соседней Мумба-Юмбе, т.е. 1000 койкомест, 100 врачей и т.д. Очередной рейтинг дал отличные показатели. Все были довольны, медицина восстановлена. Ну, а 1000 трупов в год – кого они волнуют???
К чему это всё? Выводы.
Вышенаписанным я вовсе не защищаю современную политику в области образования и медицины, все эти ЕГЭ, реформы и т.п. Я лишь о том, что “простые” поверхностные индикаторы типа “количества школ” или “количества койкомест” и им подобные ничего не доказывают и не опровергают. И поэтому перед тем как делать “очевидные” выводы из любого пропагандистского графика (неважно, в чью пользу он направлен), надо включить голову и прикинуть, в чём тут подвох и какие истинные индикаторы хотелось бы увидеть. В случае с образованием (качественную сторону пока опустим) это может быть ну хотя бы те же “число учителей на 100 учеников” и т.п.
Один из частых подвохов – “валютный”. Если нужно “опустить” к примеру нашу пенсию (зарплату учителя, и т.п.) в сравнении с европейской, её можно выразить в евро по текущему курсу и напрямую сравнить. Выйдет грустно по-любому. Но пенсионер не ест евровые купюры, он ест хлеб (мясо, овощи, не важно). Поэтому если выражать не в купюрах, а в килограммах хлеба (а цены тоже сильно отличаются в разных странах), то всё меняется в разы. При этом это заведомо более корректно (пенсионеру по сути не важно, что написано на его купюрах, ему важно что будет стоять в итоге у него на столе). То же самое справедливо и при сравнении во времени – повышение тех же пенсий в идеале смотреть не в рублях, а в том же хлебе или других натуральных показателях (потребительских корзинах тех же, только одинаковых по составу), ибо инфляция. Вроде бы очевидные вещи, а на подобные уловки натыкаюсь постоянно.
Будем же бдительны! 🙂
Красиво написано, мне понравилось!