Разумно о пробках

Пробки в Москве – кто виноват?
Я живу на той же улице, где и работаю. В семи остановках на троллейбусе. 10минут. Однако чем дальше, тем чаще приходится из-за пробок ходить пешком, как туда, так и обратно. Иногда частично, иногда полностью, размешивая грязный снег и намокая под дождём, затрачивая до 40-50минут и опаздывая. И динамику образования пробок я наблюдал уже не десятки, а, наверное сотню раз. И каждый раз наглядно видно, что виноват не Лужков, не дороги и не погода. Виноваты ПРЕИМУЩЕСТВЕННО сами водители.
Основных причин пробок всего лишь две:

  • “поцеловавшиеся” машины стоят посреди дороги и ждут ГАИшника, создавая помехи движению, особенно на перекрёстках (“случай 1”);
  • нетерпеливые водители на свой зелёный свет выезжают на загруженный перекрёсток не дожидаясь когда на том конце “рассосётся”, в результате когда загорается красный, они ещё стоят посреди перекрёстка не давая проехать поперечному транспорту. Тот начинает просачиваться, объезжать и тоже не успевает, в результате начинается цепная реакция и вскоре на перекрёстке уже плотно запутавшаяся мешанина. Таким образом (с помощью этого нехитрого механизма) затруднённое движение всего на одной улице (или шоссе) приводит к запиранию ВСЕХ поперечных магистралей, а те в свою очередь – тоже всех поперечных. Т.е. вместо того чтобы расти всего лишь “вдоль” (по одному измерению), пробка растёт ещё и поперёк, распространяясь по городу с огромной скоростью. (“случай 2”)

Сколько стоит пробка
У меня нет данных статистики, но цифры должны получаться внушительные. Ежедневно на моих глазах десятки троллейбусов высаживают всех пассажиров и те бредут пешком. Это – тысячи людей, т.е. тысячи человеко-часов несделанной работы. Незаключённые контракты, недоехавшие товары. Опоздавшие машины скорой помощи. Даже если не брать крайние случаи (смерть пациентов, срыв крупных сделок и т.п.), а просто умножать тысячи человеко-часов на среднестатистическую московскую зарплату, получится порядок величин 10000 долларов за всего одну пробку на одном перекрёстке. Кто за это заплатит?

Конституция охраняет право собственности на автомобиль. Но почему она не охраняет право собственности на наше ВРЕМЯ??? Мне кажется КРАЙНЕ несправедливым, что тысячи людей теряют 10000 долларов (в пересчёте на деньги) из-за права ОДНОГО автовладельца на возмещение ремонта бампера в размере 100 долларов. И мне кажется справедливым если потерянные обществом десятки тысяч долларов оно заберёт у хитрозадых водителей, добавив заодно и моральный и экологический ущерб (случай 2)).

Что делать?
По мелким столкновениям необходимо полностью исключить участие гаишников, страховых агентов и прочих официальных лиц. Это можно сделать как минимум двумя путями:
1) либо обязательным “микрострахованием” (т.е. страхуются именно мелкие повреждения на мелкую сумму, но без протокола, с безусловным ремонтом, неважно по чьей вине повреждения)
2) либо, наоборот, законодательной отменой не только страхового возмещения мелких сумм, если таковое требует каких-либо протоколов, но и самого понятия вины какой-либо стороны в подобных случаях. Ну допустим если на дорогое пальто накакала птичка, никому же в голову не приходит тащить её в суд и взыскивать стоимость химчистки – это типа “не повезло”. НИКТО не виноват. Имеешь машину – будь заранее готов к подобным расходам.
В итоге ГАИ вообще НЕ НАДО вызывать если нет уголовщины (трупов, увечий и т.п.). Если хочется что-то дополнительно – подал в суд. Если же машина очень дорогая или незастрахованная – возмести городу ущерб от пробки. Стоимость вызова ГАИ в час пик должна составлять к примеру 3000 долларов с КАЖДОГО участника ДТП. Т.е. ГАИшник приезжает на место сразу с эвакуатором, конфискует все машины и раздаёт квитанции независимо от вины. И пока каждый не заплатит по 3000долларов (через Сбербанк, на нужды города, дороги, экологию и т.п.), машины не возвращаются, а спустя некоторое время – продаются на аукционе для погашения этого штрафа. А уже ПОТОМ на основании протоколов “правый” может отсудить в суде у “неправого” не только ремонт, но и свою часть штрафа. В результате не будет этого нонсенса, когда из-за царапины на бампере ОДНОГО неудачника полрайона не попадает на работу, опаздывает на поезда и самолёты, рожает в машинах и т.д. Стоиимость страховки возрастёт? Ну и прекрасно, меньше машин будет в городе. Иметь машину должно стать невыгодно. Хочешь создавать городу проблемы – плати деньги. И не надо махать конституционными правами – запрещение курения в общественном месте тоже вроде как ущемляет права курильщиков… Однако общество должно защищать себя от наркотиков, никотина, автомобилей и прочих общественно-опасных удовольствий.

Теперь по перекрёсткам. По аналогии с баскетбольной штрафной зоной, надо покрасить все напряжённые перекрёстки в особый цвет и добавить в правила движения аналог баскетбольных “трёх секунд”: т.е. независимо от того что показывает светофор когда ты въезжаешь на покрашенную зону, ты должен успеть её покинуть не более чем за N секунд, иначе – опять-таки внушительный штраф. Причём разбираться очень просто. Образовалась пробка-мешанина – подъезжаем с большим эвакуатором и забираем ВСЕ машины стоящие на покрашеной зоне с раздачей квитанций (ну скажем по 1000 долларов). Кто оплатит – может машину забирать. Остальные машины – с аукциона. Возможны варианты, можно машины и не эвакуировать, но в любом случае сумма собранных штрафов должна покрыть те самые 10000 долларов. При такой жёсткой системе водитель трижды подумает, выезжать ему на перекрёсток или нет. А приторможенное этим суперосторожным водителем движение ВНУТРИ полосы (ДО выезда на перекрёсток) совсем не страшно, ибо не запирает другие полосы и, главное, не распространяет своё влияние “поперёк”. Т.е. в худшем случае встаёт всего одна улица, причём “пунктиром”, и через дырочки этого “пунктира” (покрашенные перекрёстки) спокойно проезжают поперечные потоки не создавая кучи-малы…
Все в конечном итоге сводится к одному – автомобиль не должен быть “обычной” собственностью. Как источник общественной опасности (причём прежде всего не в обычном ДТП-шном понимании, а в “пробочно-экологическом”) он должен иметь особый, дискриминированный статус. Есть же подобный статус у личного оружия охотников – иметь имей, но с ограничениями, в сейфе, на улице с ним не ходи и т.п. Так и автомобиль. Пока он в гараже – обычная собственность. Но как только выехал на ОБЩЕСТВЕННУЮ улицу – изволь смириться с ограничением некоторых прав. Ибо сам реально ограничиваешь права других (на дыхание чистым воздухом, на попадание вовремя на работу и т.д.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *