Ну раз только ленивый не ткнул в Райкина (младшего, который Константин), выскажусь и я. Но – с аргументами, как физик.
Я не слишком молод, и я много чего прекрасно помню про жизнь в СССР. Поэтому меня сразу передёрнуло от слов Райкина “Я помню. Мы все родом из советской власти. Я помню этот позорный идиотизм. Это причина, единственная, по которой я не хочу быть молодым, не хочу вернуться туда опять, в эту мерзкую книжку, опять ее читать. А меня заставляют эту книжку опять читать!” (конец цитаты). Всё остальное – это бла-бла-бла, либеральные теории что власть должна и что не должна по поводу цензуры и т.п… Нам очередной раз втюхивают МИФ, что в мерзкие времена мерзкого СССР мерзкая цензура ну прямо-таки душила все творческие порывы… Прямо можно подумать оставались только произведения на производственную тему, ну и о революции, коммунистах и прочий ужас пропагандистский. А вот когда, о радость, цензуру отменили, тут прямо освобождённые креаклы пошли творить шедевры пачками. Ибо, наконец, свобода! Логично?
Для меня – нет. Ибо я, как физик-экспериментатор, не верю любой теории без хотя бы минимальной проверки экспериментом. Проверим? Возьмём кино, “важнейшее из искусств” (С)
Нам поможет сайт кинопоиск.ру.
Отфильтруем в поиске фильмы за одинаковый по длительности период в мерзкие времена мерзкой цензуры и в свободные времена её отмены. Поскольку один год даёт очень малую выборку (высокий шум, если по-научному), я взял четыре года. Представителем свободы стало четырёхлетие 1999-2002 – уже далеко от советского прошлого, но ещё не развернулся толком “путинский режим”. Для сравнения я взял целых два “мерзких” периода – 1965-1968 (напомню, в 1962году Никита Хрущёв разгромил авангардистов и начал чистку) и 1971-1974 (в 1974 уже задолбаные режимом художники спровоцировали бульдозерную выставку).
Итак, сначала шедевры, которые принесла четырёхлетка свободных творцов (выбирал чисто субъективно, попробуйте выбрать сами и вообще просто посмотреть тематику и средний уровень, отрезвляет 😉 ) :
РОССИЯ 1999-2002
937 всего, из них
Бригада
Брат-2
Старик и море (мульт)
Ворошиловский стрелок
Кукушка
ДМБ (несколько)
Масяня
И бесконечные сериалы типа «Улицы разбитых фонарей», «бандитский Петербург» и т.п.
ВСЁ!
Теперь смотрим мерзкую-книгу-1:
СССР 1971-1974
1362 всего, из них
Иван Васильевич меняет профессию
17 мгновений весны
Джентльмены удачи
А зори здесь тихие
Люди и манекены (Райкин-старший)
Вечный зов
Маленькие комедии большого дома
12 стульев (Гайдай, с Гомиашвили)
Зеркало (Тарковский)
Свой среди чужих (Михалков)
Калина красная (Шукшин)
Солярис (Тарковский)
Белорусский вокзал
Плохой хороший человек
Старики-разбойники
Соломенная шляпка
Бумбараш (с Золотухиным)
Романс о влюблённых
Математик и чёрт, Физика в половине десятого…
,
а для деток:
Винни-Пух (несколько)
По следам Бременских музыкантов
Чебурашка
Крошка Енот
Маугли
Как львёнок и черепаха…
Москва-Кассиопея (+Отроки…)
Ну и мерзкая-книга-2:
СССР 1965-1968
1006 всего, из них
Наваждение (Гайдай)
Операция Ы
Бриллиантовая рука
Кавказская пленница
Фильм-фильм- (мульт)
Андрей Рублёв (Тарковский)
Служили 2 товарища
Берегись автомобиля
Братья Карамазовы
Три тополя на Плющихе
Доживём до понедельника
Война и мир (Бондарчук)
Шпионские страсти (мульт)
Звонят откройте дверь
Анна Каренина (Зархи, с Самойловой-Гриценко)
Вертикаль (с Высоцким)
,
а для деток:
Айболит-66
Малыш и Карлсон
Вовка в тридевятом царстве
Варежка
Старая сказка
Рикки-тики-тави
Матч-реванш
Песенка мышонка
Паровозик из Ромашкова
Каникулы Бонифация
Козлёнок считавший до 10
Это картина “в топе”. Если же посмотреть СРЕДНИЙ уровень, вторую-третью сотню, то всё ещё печальнее для теории Райкина – в подцензурные времена там не гениальные, но вполне крепенькие фильмы, которые и сейчас вполне можно смотреть, и не стыдно детям показывать. И, как ни странно, там очень мало прямой пропаганды (коммунизм, комсомол, герои революции и т.п.), зато много научпопа, общей культуры и литературы, вплоть до легенд народов мира… В свободные же времена серединка достаточно уныла, смотреть ну совсем не тянет, начинает появляться чернуха и даже пропаганда (на этот раз антисоветская). В хвосте расхождение ещё усиливается.
Очень советую повторить процедуру и убедиться лично, чтобы не верить мне на слово, это совсем не сложно.
Мне неинтересно, что там себе внутри думали эти райкины тогда и сейчас. Мне, как зрителю, интересен РЕЗУЛЬТАТ. Если выбирать, то я предпочту чтобы деятели культуры в тоталитарных мерзких условиях цензуры делали интересную и профессиональную продукцию навроде той, что в последних двух списках (1965-68 и 1971-74). А рождённые в условиях свободы пенисы в плену у ФСБ, прибитые к мостовой гениталии, курицы в вагине бешеных пусек и прочие проявления свободы я смотреть не хочу, уж извините, каков есть. Поэтому кривляния райкиных меня не убеждают ни в чём. Их теории не подтверждаются практикой ну никак. Ничего личного. Только факты.