Карельский велопоход – 2024

С 30 июля по 10 августа мы частью семейства (папа-мама-два младших сына) скатали в Карелию в велопоход. Планировалось около 200км в режиме “лайт” большей частью по лесным грунтовкам-лесовозкам, но вышло несколько иначе… Об этом – краткий дневник-отчёт ниже. С фотоальбомом. Все картинки кликабельны.

31 июля. Выборг.

В стартовую точку маршрута (Ледмозеро) нет прямых поездов из Москвы, нужно пересаживаться. Обычно это делают в Питере или Петрозаводске. Но в Питере велосипеды придётся перетаскивать между вокзалами, а в Петрозаводске мы уже многократно были. Поэтому я выбрал новый вариант – пересадка в Сортавале, к тому же появился удобный поезд Москва-Сортавала. Этот поезд стоит пару часов в Выборге с 8 до 10 утра, что позволяет мини-экскурсию с завтраком(!).

Выборг встретил нас мелкой моросью, впрочем крайне слабой, даже куртки не требовались.

Типичные дома старого города –

К 9 утра подтянулись к открытию  “Чебуречной” – скромной кафешки, рекомендуемой Яндексом как “бюджетно и вкусно”.

Позавтракали. Всё так и оказалось – вполне вкусно и совсем недорого. Из интересного – в “чебуречной” сами чебуреки готовять явно не любят – по сути отговаривают их заказывать, хоть и неявно (предупреждая, что надо будет подождать минут 20-30). Но и без чебуреков меню вполне полноценное.

После завтрака поехали дальше, в Сортавалу…

Плацкартный вагон был нового типа. Для туристов-водников и прочих владельцев крупного багажа грузовые полки узковаты, но для простых пассажиров комфортность явно повышена. Как ни странно, велосипеды грузятся (и выгружаются!) даже легче за счёт узости полок.

Сводный фотоальбом по Выборгу:

31 июля. Сортавала. Шхеры.

В Сортавале – большое действующее паровозное депо. Паровозы возят турпоезда в Рускеалу (“Рускеальский экспресс”) и короткий поезд из пары вагончиков в валаамский порт (“Ладожская нерпочка”).

Кочегар “Ладожской нерпочки” за работой:

А такие паровозы возят в Рускеалу:

На запасных путях под парами ещё паровозик, возможно используемый как маневровый:

А вот “Рускеальский экспресс” отбывает в Рускеалу (вид с соседнего автомоста):

Билеты на паровоз Сортавала-Рускеала стоят 1700 с носа, но поезд явно не пустует, билеты раскупаются.

Мы решили в Рускеалу не ездить, чтобы не комкать (у нас ограниченная по времени пауза между поездами), зато сплавали по ладожским шхерам, это заметно быстрее, а экскурсии предлагают на каждом шагу, всё увешано телефонами, а ближе к пристаням всё прямо уставлено кассами конкурирующих владельцев многочисленных катеров.

По дороге к пристани. Погода разгуливается:

На шхерах:


На обратном пути даже радугу небольшую показали…

И потом даже по городу успели погулять…

Сводный фотоальбом по Сортавале:

01-10августа. Собственно поход.

01 августа. Ледмозеро-ЧиркоКемь.

Поезд на Костомукшу теперь ходит всего дважды в неделю, и вероятно потому стал длиннее – не влезает в платформу в Ледмозере. Поэтому проводники задних вагонов (в т.ч. нашего) всех упорно направляли вперёд, по вагонам. Но мы твёрдо сказали, что четыре велика по вагонам не потащим и вывалим их на землю без всякой платформы быстро и чётко, и даже быстрее отведённых на остановку трёх минут. Что, собственно, затем и продемонстрировали. Дотащились под дождём до здания станции. В зале ожидания пустота и уют. До открытия “Магнита” спокойно собрали велики, распихали рюкзаки. А тут и дождь закончился. Затем – закупка продуктов по списку. И вот, наконец, выехали.

Первые несколько километров – по асфальту:

Затем сворачиваем на грейдер. И, по изначальному плану, на шоссе вернуться должны уже ближе к концу маршрута. Получится иначе, но мы об этом пока не знаем…

А пока углубляемся в карельские леса. Вот вдоль дороги мелькнуло симпатичное озерко-лужа, сплошь заросшее кувшинками:

Проехали в “тоннель” под грузовой железной дорогой Костомукша-Кочкома, и вскоре оказались у  цели – реки Чирко-Кемь:

Стоянка на левом берегу (перед мостом) оказалась занята, поэтому переехали мост и встали на правом, невдалеке от рыбаков с машиной и палаткой. Пока родители разбирались с палаткой и обедом-ужином, дети отправились за мост на рыбалку:

И даже что-то наловили.

В целом, пока всё удачно. Идём по графику, погода комфортная, дождя нет. Ничто не предвещает…..

02 августа. ЧиркоКемь-Завалы.

Началось всё прекрасно – встали, позавтракали, доехали до обеда на озере Евганлампи. Место я наметил по спутниковым снимкам – и оно оказалось вполне хорошим. Дальше было два плана – план А с ночёвкой на Мяндозере (это – 35 дневных километров, что с учётом Мишкиного первого похода, песочка и рельефа уже вполне прилично). Если моя разведка Мяндозера будет отрицательной, был план Б – ехать дальше ещё десяточку километров до безымянного озера недалеко от истоков Иванова ручья. Там мы уже пару раз стояли в прошлые годы. Не особо хорошо, но надёжно.

С каждой отвороткой дорога “хужела”, начался лёгкий “мордохлыст”. Проезжаемо, но неприятно (кустики после дождей мокрые). И вот, первое препятствие – разрушенный мост через реку Рюшиланроко.  Из остатков брёвен Андрей навёл переправу, и мы провели аккуратно велики вдоль неё.  На фото мы все уже переправлены, а Андрей возвращается по переправе с остатками вещей (топор, куртки):

Интересно, что этот разрушенный мост виден даже со спутника! Вот:

Вдохновившись успешной переправой, мы бодро стали преодолевать новые мордохлысты и таки доехали до развилки между планами А и Б. И я на пустом велике поехал смотреть Мяндозеро (на предмет стоянки). И тут наглядно прошёл все стадии Кюблера-Росса (это которые “отрицание-гнев-торг-депрессия-принятие”). Почти сразу начались завалы, но сначала одиночные и небольшие, а далее по нарастающей. И поначалу думалось – “ну, это мы перетащим, это обойдём по лесу…” Через какое-то время – “мда, не стоит всех сюда тащить, ну я один хотя бы на пустом-то велике до стоянки доберусь, посмотрю что там”, позже – “мда, брошу-ка я велик, бегом/пешком разведаю”, ещё позже – “не, так далеко я не долезу, хотя бы до ближайшего озера (а планировалась стоянка на более дальнем, в районе перемычки)”, и, наконец, “не, даже до туда не долезу, пора назад”.  И далее все перелазы в обратном порядке, сначала пешком, потом с пустым великом. Вернулся на развилку и сообщил – “увы, план А отменяется, начинаем план Б, т.е. едем дальше“.  В этот момент до меня ещё не дошло, что завалы могут быть не только на тупиковой “озёрной” отворотке, но и где угодно.

Но реальность быстро отрезвила. Началось примерно то же самое, но в более медленном, растянутом по километрам виде. Сначала редкие одиночные завалы. Мы их, пыхтя, перетаскивали, просто спешившисть и помогая друг другу.  Затем пошли более сложные, но впереди виделся их конец, чуть ближе горизонта. Но, когда мы перетащили очередные несколько и доехали до этого самого горизонта, он оказался резким поворотом, и вот там нам открылась суровая реальность, примерно вот такая:

Мы (я и Андрей) для уверенности сходили насколько сил хватило вперёд пешком, явного конца этого безобразия не обнаружили, и, вернувшись к велосипедам, я объявил – “план Б отменяется, начинаем план В!”  Его заранее у меня не было, т.к. по этому треку я проезжал уже три раза в разные годы и даже намёка на завалы никогда не видел. Но в голове он сложился на ходу и был довольно однозначным – ночуем тут вблизи ближайшей лужи (мы видели её возле развилки на А/Б), и со свежими силами едем назад по треку до Чирко-Кеми, и далее назад до шоссе, и потом в Надвоицы по асфальту трассы А-137. Удобные билеты из Надвоиц были заранее куплены и уезжать прямым поездом было ну явно  удобнее, чем связываться с ближайшими перекладными из Ледмозера с отсутствием нормальных билетов (верхние боковые полки в разных вагонах при четырёх великах – тот ещё аттракцион).

Ну что, напряглись и потащили назад через все уже пройденные завалы. Грело только одно – мы точно знаем когда они закончатся, и что больше их не будет вообще. А новый (прежний) мордохлыст и вновь предстоящая переправа через Рюшиланроко по сравнению с завалами уже казались детскими игрушками 🙂

03 августа. Завалы-ЧиркоКемь.

Как ни странно, но экстренная ночёвка на развилке, прямо на дороге, оказалась вполне комфортной. Даже разбросанные вещи не стали собирать – с одной стороны разрушенный мост, с другой завалы, сюда НИКТО уже  не доедет. Позавтракав, двинулись в обратном направлении. Мордохлыст подсох и уже не так напрягал. Переправа была уже привычной и мы сразу знали что делать:

После переправы ещё рельефчик и подсохший мордохлыст, и вот, наконец дорога выполаживается и расширяется, вливаясь в основное “дерево” лесовозок. И вот уже и отворотка на Евганлампи, где нас ждёт обед в прекрасном месте. Несколько фоток с Евганлампи:

После сытного обеда по всё более качественному грейдеру довольно быстро доехали и до моста через Чирко-Кемь. Рыбаки уехали, и мы заняли полянку со столом и лавками. Дети убежали ловить рыбу, и вскоре Андрей вернулся с результатами:

   

Ужин и досуг был своим чередом, а затем Андрей устроил мини-коптильню и закоптил филе щуки:

  

Живой уголок 🙂  На первом фото птичка снята без зума/кропа на фикс-“сороковник” – настолько обнаглела осмелела!  На втором – пойманный окунёк в сооружённгом детьми бассейне из камней:

04 августа. ЧиркоКемь-Пизма.

Начиналась незапланированная часть маршрута – места стоянок и обедов выбирали по ходу. Для начала вместо возврата к Ледмозеру по грейдеру свернули на “срезку” вдоль Ивановой горы, которую любезно подсказали Яндекс-карты. Да-да, они (я-карты) прекрасно работают без связи, я просто заранее скачал оффлайновую карту Карелии туда.  Далее – шоссе А-137 мимо Тикши и Ругозера. Новенький асфальт и почти нет машин. Возле Чирко-Кеми места низинно-кустарниковые,  пообедали ближе к Тикше, просто на краю леса, возле спиленных брёвен, взяв воду из придорожного болотца. В Тикше зашли в магазин. Купили немножко “разврата” типа сока и чипсов (по основной раскладке всё было в норме).  Далее стоянку нашли на реке Пизма, а после короткой разведки переместились чуть далбше от дороги – к озеру Пизма, с песчаным пляжем. На фото Мишка делает “пристань” для набора воды канами:

Стоянка хорошо известна местным, поэтому (по разведданным) довольно многолюдна по выходным. Но в будни мы сначала были вообще одни, а потом приехала семейная пара рыбаков на автомобиле с кемпинговой палаткой на неделю. Они тут уже третий год, и “разведданные” как раз от них.  До известной по исходным планам стоянки на Пертозере порядка 40км отличного асфальта, так что запас времени есть, решили остсться тут на днёвку.

Вечерний быт:

05 августа. Пизма.

На днёвке  расслабляемся, а дети чистят и готовят пойманную рыбу:

06 августа. Пизма-Пертозеро.

И вновь асфальт пустынного и идеально гладкого шоссе. Даже с Мишкой удаётся держать довольно приличную среднюю скорость.

  Решаем для экономии времени полноценно обедать (с костром) уже на финише,а на маршруте просто короткий перекус бутербродами с рыбой и чаем из фляжек:

07 августа. Пертозеро.

Стоянка на Пертозере нам уже знакома – мы тут прошлый раз находили много белых грибов. В этот раз вообще грибов в лесах маловато, только черника. На Пертозере – днёвка с прогулками и рыбалкой.

  Но вот один хороший белый Таня всё-таки нашла!!!  : Впрочем, черника тоже пользовалась популярностью:
    Рыбалка:
 

Вечереет….

08 августа. Пертозеро-Пустозеро.

С утра вылезаешь из палатки – а там всё в тумане!

 

К завтраку туман почти рассеивается: 

И вновь пустынный асфальт зовёт в дорогу:
 

На этом перегоне у меня дважды лопалась камера на заднем колесе. Первый раз поставили запаску, второй раз, уже после обеда – клеились. Один раз виновник – предположительно острый осколок керамического изолятора. Второй – износ покрышки сбоку  – вылез трос и протёр дырку (но это неточно ) )

 
Обед устроили на старом “секретном” месте – возле ж/д у ручья, которого нет ни на одной карте (нашли много лет назад случайно и уже раза четыре тут стоим…) 

Но вот, наконец и Пустозеро.Стоянка свободна (позже подъезжали машины, но уезжали не солоно хлебамши).  А пока команда ставит палатку и разводит костёр, я смотался на разведку перспективной срезки (9км туда, 9 – обратно), чтобы не ехать по федеральной трассе Питер-Мурманск. Разведка, кстати, оказалась отрицательной – мост через ручей сломан, переправа быстро не строится, брода нет. Так что едем завтра “по катетам”…

09 августа. Пустозеро-Надвоицы.

Поезд в час дня, две лопнувших камеры в анамнезе, поэтому встаём с рассветом, чтобы гарантированно успеть, с учётом всех возможных ремонтов. Награждаемся розовой рассветной подсветкой облаков в зеркале озера!

Собираемся в рекордные полтора часа от подъёма, это с учётом готовки и поедания завтрака! Десяточка по А-137 – и на федеральную трассу. Шоссе Питер-Мурманск оказывается не особо нагруженным, да и обочины гладкие и широкие – вполне можно ехать!  И вот уже мы съезжаем на отворотку в Надвоицы. Раньше там был не то грейдер, не то раздолбанный старый асфальт, да ещё с Камазами…  Сейчас – новенький глдадкий асфальт с разметкой, доржными знаками, аж до самый Надвоиц! В эдакой глуши!

За 9км до Надвоиц заезжаем на разведку перспективного “аэродрома подскока” возле озера (вместо Пустозера, чтобы не вставать в такую рань). Обнаруживаем там домик в финском стиле, разве что барбекюшницы для сарделек не хватает!

 

Надвоицкая ГЭС. Масштабы неожиданны (учитывая рельеф Карелии, всё же относительно плоский). Скоростные виражи по гладкому асфальту, ух!

Долго ли, коротко ли, но вот и станция Надвоицы. До поезда куча времени спокойно без нервов собрать (точнее, разобрать и упаковать) велосипеды.

И вот уже поезд везёт нас в привычную Москву!

10 августа. Москва.
Итоги.

Пройдено 250 км вместо планируемых 200. Плюс около 20км моих разведок-соло.

Обнаружены свежие (явно этого года) сплошные завалы в районе истоков Иванова ручья (приток Чирко-Кеми), полностью закрывающие возможность экологичной связки Калевальского района с Надвоицами (через Юшкозеро-Боровой-Пертозеро). Эту связку я разведал много лет назад и уже раза три в разные годы мы ей  успешно пользовались. Но теперь её нет. Есть ли завалы вдоль Чирко-кеми (если от Борового ехать не в Надвоицы, а в Ледмозеро) – вопрос открытый. Т.е. они наверняка есть, но могут быть распилены, т.к. дорога всё-таки более посещаема, чем отворотка на восток в сторону Пертозера.

Погода хоть и была прохладной и не позволяла купаться в озёрах (особенно в Пизме на пляже), но по большому счёту баловала – мы ни разу не намокли, по сути и дождей не было, и солнышка в меру, и не жарко было, не потели на перегонах.

Приложение.

Планируемый маршрут похода:

Фактический маршрут похода:

Сводный фотоальбом по походу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *