Хорватия — 2017. Мои первые 100 миль. Субъективный дневник.

Как обычно, сначала сухая статистика. Итак, место действия — полуостров Истрия, Хорватия. Время действия — 07-08 апреля 2017года.

Дистанция — 171км, набор высоты 7100м.

Мой результат — 29 часов 40 минут, это 91 место в абсолюте (из 321), 81е по мужикам (из 285). Это примерно в верхних 29% от протокола. ITRA оценила этот результат в 538 очков PI, ровно так же, как мой прошлогодний CCC (полукруг вокруг Монблана).

Почему опять Истрия?

Причина моего третьего появления в Хорватии — осенний старт на полный UTMB — легендарный и самый пафосный в мире (ну, как минимум в Европе) стомильник вокруг Монблана, куда не так просто попасть. Я — попал (набрал нужные баллы и выиграл лотерею), и хочется воспользоваться шансом на полную катушку, пройти UTMB легко и комфортно, а для этого нужно понять — что же ожидает меня на этой дистанции? Ведь я никогда более горной сотни (16-19часов) не бегал, а на UTMB меня ожидает часов 35-40. Истрия — хороший тренировочный полигон. Не 40 часов, так хотя бы 30-35…. Хороший способ «обкатать» снаряжение, питание, разобраться со сном (или его отсутствием), выявить свои слабые места, чтобы они случайно не «вылезли» на Монблане….

Прочитать как надо и сделать наоборот (подготовка).

Традиционно я почти не бегаю зимой, ибо лыжный сезон. Так что какой-то особой подготовки вплоть до последней недели перед стартом не было — средний недельный набег за два месяца около 16км.  В любом учебнике пишут три основных правила — 1) наращивать объём на 10% в неделю, 2) снижать объёмы за 1-2 недели перед стартом,  3) недельный набег для стомильников 100-150км в неделю, не меньше, и так несколько месяцев, и 4) не пренебрегать силовыми, ОФП, СБУ, растяжками и т.п.  Ну что ж, поступаем ровно наоборот:

  •  бегаем два месяца в 7-10 раз меньше рекомендуемых объёмов (см. правило 3);
  • на предпоследней неделе наращиваем объём на 100%, на последней — ещё на 300% (см. правило 1);
  • на последней неделе (с 27 марта) удесятеряем объём относительно среднего в предыдущие месяцы вместо того, чтобы сбавлять, добавляем набор высоты (неделя в Крыму, около 8000м набора),  и, уж гулять так гулять, принимаем участие в Ялтинском марафоне за 5 дней до старта (см. правило 2).
  • ну, и как обычно, никаких ОФП, СБУ, силовых, разминок, растяжек, интервалов и прочей фигни. Не для меня. Только трусца, только хардкор 🙂

Как иногда пишут в рекламах с каскадёрами — «не пытайтесь повторить» 🙂  Эта методика хорошо работает конкретно для меня, опробована и выверена путём экспериментов в течение пары лет, ибо я уже неплохо знаю свои слабые и сильные места, однако для произвольно взятого случайного человека слепое повторение может привести к печальным последствиям, учебники не на пустом месте писались и, в данном случае, я вовсе не призываю им не верить.

Таким вот образом я приехал в Хорватию достаточно хорошо готовым, мышцы и суставы были «размяты» после долгой зимы.

Кроме тренировок, в рамках инфоподготовки была составлена и заламинирована таблица прохождения всех контрольных пунктов для разных финишных результатов, от 28 до 38 часов. Синеватым были подкрашены тёмные ночные часы. Согласно моему PI-индексу ITRA я прогнозировал для себя результат около 30-31часа, а с учётом первого стомильника и начала сезона — скорее 31-32часа. (Способ составления таблицы и метод прогнозирования результата по PI-ITRA подробно описаны в моей  мини-книге про путь физкультурника). Таким образом, программа-максимум была около 30 часов, оптимум — 32 часа, минимум — как обычно финиш в контрольное время без повреждений и неприятностей.

В рамках материальной подготовки был замешан самодельный углеводный порошок трёх разных вкусов (у меня закуплено штук восемь разных вкусов «Зуки» по 18 рублей за упаковку, так что выбор был огромный). Цель — посмотреть какой из вкусов на практике лучше пойдёт после 10-20 часов.  Рецептура также подробно описана в мини-книге.  Ну, а кроссовки и прочая одежда уже были тщательно отобраны и апробированы в прошлые годы, тут никаких экспериментов не предвиделось.

Логистика и старт.

В Умаг приехали накануне старта, через Любляну. Очень понравилась компания-автоперевозчик GoOpti.  Подробности уже описаны в обзоре трейла.   Успешно расселились в привычном месте. Утром в пятницу оперативно получил стартовый пакет, и пока собирал мешок-«заброску», пока переодевался и «прихорашивался», уже и на старт пора — сели в первый же автобус и приехали сильно раньше старта, примерно за час. Погода очень комфортная — не холодно и не жарко. Разносят пиццу. За 20 минут до старта снял и убрал «рукава», стартую в футболке и трусах.

Перед стартом оказался примерно в четвёртом-пятом ряду. В первом — элита, у мужиков индекс 800-900, со всеми за руку «прощается» с напутствиями директор гонки, особенно расшаркивается с дамами, а ради одной из них, американки с косичками (номер 10, см на фото в правой части),  директор даже чуть внедряется в толпу, т.к. стоит она в третьем ряду. Но надпись «ELITE» на номере её выдаёт 🙂  С ней мы ещё встретимся, зовут её Denise Bourassa. Обратный отсчёт — и толпа пошла в небольшую горку по городской улице. Ну что, ПОЕХАЛИ!

Первые 40км. «Эффект троечника».

Первые сотни метров я преодолел в среднем темпе, чтобы не попасть в очередь на самый первый спуск (там лесенка и поначалу узкая тропинка, известные мне по видеоотчётам), что вполне удалось. Далее, после небольшого спуска, пошёл участок по побережью с красивыми морскими видами. Затем — плавный подъём. Держу комфортный темп, никуда не тороплюсь. Вдруг на подъёме, километре эдак на шестом, меня красиво обходит… хм… опять Дэнис-«элита с косичками»!  Откуда? Судя по фото старта она впереди была, вероятно «по кустам» отлучалась. Ну ладно, обошла и обошла, я своим темпом иду, места не считаю…  Дошёл до вершины первой крупной горки-холмика, метров 400 набрали, любуюсь панорамами и вижу Учку на горизонте — вот куда совсем скоро полезем!  А прямо сейчас, судя по профилю, должен быть спуск к заливу и какой-то плотине.   И вот он действительно начинается.

И тут — попёрло! Чтобы объяснить, что произошло, вынужден перенестись в Крым, в Гаспру, к источнику  Сюнгасы — там я проводил самостоятельные «сборы» летом прошлого года и в конце марта этого, итого две недели. На источнике я пополнял запасы, забирался либо на Ай-Петри, либо чуть ниже, а возвращался всегда одной и той же тропой со стороны Бахчисарайского шоссе, в день делая от двух до пяти кругов, больших или малых. Таким образом эту «спусковую» тропу я пробежал раз десять в прошлом году и раз двадцать в этом — я её «выучил», научился расслабляться и «скатываться» вниз практически не тормозя. Подобно троечнику-лентяю, вызубрившему один-два билета из всей экзаменационной программы.  Так вот что произошло — мои ноги сами почувствовали точную копию той крымской тропы. Совершенно случайно и уклон, и размер и характер камешков, и грунт — всё в точности совпало! Троечник вытащил нужный билет!  Как будто что-то щёлкнуло внутри и включился некий «автопилот» — я скатывался вниз с громким шумом и с дикой скоростью, «протыкая» соперников десятками, и так — до самого низа. Никаких особых усилий это не требовало — всё делала сила тяжести. Среди обгоняемых вновь обратил внимание на «элиту с косичками» — она спускалась в тесной группе кавалеров 🙂 .

Ещё долго потом меня плавно обходили те, кого я «случайно» проткнул на том 400-метровом (по высоте) спуске. Именно этим «счастливым билетом», а вовсе не ошибочным «шустрым стартом» (как можно подумать по формальной таблице) объясняется моё «слишком хорошее» место на первом ПП (Пломин) — 42ой по мужикам, да и время явно из 27 часов.  Я это чётко понимал, и не стал делать ранних выводов в Пломине, решив дождаться Учки (Поклон), чтобы понять свои реальные шансы.

На этом фото хорошо поймали моё типичное эмоциональное состояние — некая смесь комфорта и блаженного пофигизма, никакой борьбы и подвига 🙂   Не с чем там бороться — погода отличная, дорожки комфортные (по крайней мере пока), ничего не болит, гуляем!

Темнеет. На втором ПП достал фонарь, добавил рукава и бафф вместо кепки. Не торопясь, залез на Учку. Время в Поклоне, судя по таблице, явно опережает все графики, иду что-то типа на 28:30. Отрабатываю стандартное поведение на ПП — открыть пакетик порошка, засыпать в бутылку, попросить налить воды в две бутылки, потом в рот стакан колы,  горстку чипсов и крекеров  и — на выход, дожёввывая на ходу. Ко всем ПП приходил с пустыми бутылками — питьё строго по минутам используя таблицу прогнозируемых отсечек на ПП рулит!

Поклон — Хум. Сотня. Всё по плану.

Где-то сразу за Поклоном меня вновь элегантно с улыбкой обходит Denise Bourassa, теперь, наконец, окончательно (на финише она будет на полтора часа раньше меня, всё-таки PI под 700 просто так не имеют 🙂 ). Ну а я втягиваюсь в ритм движения по привычным дорожкам. Ночь прохладная, но рукавов и рюкзака хватает, куртка не требуется, однако на спусках к Трстенику и, в особенности, к Бузету появляется новая неприятность — обильная роса. От неё камни мокнут и начинают скользить. Год назад в этих же местах и в той же обуви я спускался значительно увереннее, а сейчас — два падения, не криминальных, но обидных  и болезненных. В итоге — сбавляю скорость спусков, ибо больше падать совсем не хочется. В Бузет прихожу на полчаса позже, чем ожидалось по «теоретическому» графику по отсечкам в Поклоне и Бгрудяке, прогнозируемое время финиша сдвигается примерно до 29:30.

В Бузете ем макароны с болоньезе, переодеваю футболку, достаю кепку и убираю фонарь. Меняю носки на чистые и протираю ноги . Заклеивать нечего — кожа не повреждена. Ногти на месте, розовые и довольные! 🙂 Кроссовки решаю оставить XT6, ибо претензий к ним стало быть нет (в мешке на всякий случай ожидали принципиально иные — динафитовские) . Загружаюсь новыми пакетами углеводного порошка, с новым, цитрусовым вкусом. Вот и проверим, как оно пойдёт. Обычно после Бузета сладкий вкус изотоника уже начинал раздражать. Не то чтобы тошнило, но пить было уже как-то противненько…

Выхожу из Бузета, уже светло, но пока холодно. Не торопясь, двигаюсь к Хуму — самому маленькому  городу из книги Гиннеса. К тому же, довольно древнему, впрочем, как и большинство тут. Этот участок я раньше не видел. Он живописен — высокий каньон, водопадики, и, как расплата — множество бродов. Часть из них намекают, что можно перебраться по камням, но чем дальше, тем больше понятно что всё равно мечты о сухих ногах бесполезны — всё больше «непроходимых» камней, а под конец просто откровенный проход по дну, без всякого намёка на камни. В любом случае дно чистое, без грязи, вода прозрачная — впереди длинный день — высохнет! На подходе к ПП в Хуме встречаю неожиданно Алексея Розанова — у него сход, ждёт машину. Пока я заправляюсь, он успевает безошибочно высчитать, что я иду из 30 часов. Подтверждаю, что именно так, но не уверен, что смогу удержаться — начинается область неизведанного, столько я ещё никогда не преодолевал.

Хум — Умаг.  Доходяга-экспериментатор.

Ну вот, сотня километров позади. Начинает отрубаться Феникс-3, выключаю его и перехожу на взятый из Бузета Форераннер-310. Теряю при этом сквозной счёт километрам, но зато у меня точное время — я включил Форераннер ровно в 15:00 ходового времени, вскоре после выхода из Бузета, так что остаётся просто в уме прибавлять 15 часов. Солнце начинает привычно греть, но, по сравнению с прошлым годом, ветерок заметно более свежий, и у меня есть запас крымской акклиматизации, тем не менее на всякий случай не забываю мочить кепку на очередном ручье, мало ли что…  Вообще погода практически идеальна, грех на что-то жаловаться… Разве что на себя 🙂

А вот тут как раз ждут разные открытия. Начну с неприятного. Понятно, что после 17 часов пути не следует ожидать  особой прыти по ровному месту. Но вот что мешает поддаться силе тяжести и ускориться на спусках? Выясняется, что что-то мешает. Даже спуск по асфальту или ровной гладкой тропинке не желает ускоряться, ну не передвигаются ноги как надо. При этом ничего не болит, самочувствие отличное, пульс низкий, голова ясная, спать не хочется, вообще не самотестируется никаких «неисправностей», всё тело просто в превосходном состоянии. Вот только не работает. Ну то есть оно как-то бежит, но я не могу ничего сделать со скоростью. Я могу «напрячься», могу «расслабиться», я могу перейти на шаг, могу продолжать бегом — объективная GPS-измеряемая скорость от этого меняется очень в узком диапазоне, практически незаметно. Диапазон примерно от 9 до 10 минут на километр если не в крутой подъём, конечно.  По графику это меня вполне устраивает, не устраивает только то, что я в этом уравнении — объект. Т.е. эта скорость мне задана кем-то другим, не мной, и в любой момент может измениться. И я даже догадываюсь, в какую сторону 🙂 И тут страшные числа начинают  вылезать. Ну вот (думаю я , к примеру, после экспериментов на спусках к Бутониге) осталось»всего лишь» 60км. Я иду 6км в час. 10 часов — нормально. А вот начну ковылять 3км в час — это уже 20 часов (+10часов). А если 2км в час — 30 часов (+20 часов!). Когда подобное происходило на сотне последние 7-14 км, цифры не так катастрофически различались. Ну типа 1-2часа заменялись на 2-4, ну пара часов лишних — не пугает. А вот 20часов «лишних» — это не шутки…  Вот с такими примерно мыслями продолжаю экспериментировать с техникой передвижения, измеряя скорость на похожих отрезках. В итоге оставляю на равнине всё же бег — стопам как-то уютнее привычное «беговое»  приземление с перекатом. А при ходе откровенным шагом («скандинавской ходьбой») начинали слегка побаливать не то чтобы мозоли (кожа абсолютно цела), а некие глубинные микропузырики с жидкостью под подушечками больших пальцев (их я обнаружил уже после финиша, назовём для простоты натоптышами, исчезли сами через день). Так в итоге и бежал до конца. С виду  — бег. Даже с фазой полёта. Но — «низЭнько-низЭнько» 🙂  Перед Грозняном окончательно сложил палки за спину — подъёмов более не будет. Только бег, только ноги.  И скорость так до конца  и не упала — уложился точно в график, практически минута в минуту (см. об этом позже).

Кроме этих наблюдений, все остальные результаты экспериментов были очень приятными. Во-первых, я, похоже, нашёл свой вкус изотоника. Цитрусовый (Зука-лимон в качестве вкусовой добавки) кисловатый раствор заходил до самого конца на ура, и не просто заходил — дай мне волю, я бы его пил и пил непрерывно бутылками — всё время хотелось ещё… Уже знаю, что буду разводить на UTMB 🙂

Во-вторых, мне не хотелось спать. Вообще. Даже на финише. С учётом того, что я плохо сплю в неудобных местах, я с ужасом ожидал того, что на UTMB придётся как-то думать над этой проблемой, когда начнёт «срубать».  Но, судя по отсутствию даже намёков при 30 часах, буду надеяться, что уж часов на 36 меня хватит точно, а оставшиеся 4-6часов в конце концов и на гуаране можно добить, так что и этот неприятный вопрос снят с повестки дня.

В-третьих — кроссовки и ноги. 100 миль в XT6 не меняя обуви — ни одной мозоли, кожа цела, ногти целые, розовые и не болят. Хороший знак. На UTMB щебня на спусках поменьше, есть даже шанс без микро-натоптышей обойтись.

Финиш. Отъезд.

Сразу после финиша пошёл «отоварил» талон на горячую еду — благо в этом году никуда ехать не надо — столовую организовали в соседнем доме. Горячий суп с копчёностями и паста-болоньезе вполне с апетитом были съедены. Вообще, тьфу-тьфу, желудок отработал мероприятие на пять баллов. Пора и домой (ну т.е. в снятые аппартаменты). Но на улице, оказывается, холодно — начинается «отходняк», бег и концентрация больше не согревают. Надеваю всё обязательное снаряжение (куртку, штаны), бафф, перчатки. Медленно дохожу до домика в предвкушении горячего душа, а там Виталий (сосед) устроил мне «сюрприз» — по незнанию перед отъездом на свои 108км вырубил бойлер (там все выключатели рядом). Сам правда тоже в итоге мылся прохладной. Но я на прохладную не согласен — врубаю бойлер, сижу чаёвничаю минут сорок в ожидании — и таки дождался нормального горячего душа… И теперь — спаать… И, кстати, хорошо выспался. На следующий день сходили на российскую тусовку в пиццерию, попробовал местное пиво с лимонным соком — интересный вкус, обычное-то пиво я вообще не люблю, а это даже смог выпить под пиццу….

Ну и потом в обратном порядке — GoOpti — Любляна — Adria — Шереметьево. Здравствуй, Москва.

Попытка краткого анализа.

Если подходить объективно,  мероприятие более, чем удалось. Программа-максимум перевыполнена. ITRA мне дала те же 538 очков, что за CCC-2016, и это при том, что к CCC я специально весь сезон готовился, а тут — начало сезона, всего неделя тренировок и первый в жизни  стомильник.  Проблемы сна, изотоника, обуви  — решены. Смущает разве что «темповая беспомощность» после сотни километров…  Стало интересно, а как у других. Для начала я пересчитал шаблон прошлого года, по которому бежал, на моё конкретное время. Этот шаблон был в своё время получен усреднением коэффициентов для пяти участников. Но там была «жара».  Сейчас — нет.  Я взял результаты этого года аж 17 (!) трейлраннеров близкого мне уровня, усреднил коэффициенты на ПП и получил для своего времени также «шаблон 2017» — это график «типичного» трейлраннера, бегущего на результат 29:40.  Сравнил эти шаблоны со своим графиком и друг с другом. Красным помечен отрицательный знак (отрицательного времени ёксель не понимает).

По большому счёту вывод простой — по графику скоростей (голым цифрам) Я — КАК ВСЕ. Если добавить мне минут 15 «за счастливый билет» вначале в Пломине, а потом их же вычесть в Бузете «за мокрые камни на спуске», то будет минимальное расхождение, на уровне случайного шума. Это, конечно не отвечает на вопрос «что происходит и как с этим бороться», но, по крайней мере, успокаивает, что всё в рамках приличия 🙂

Во всяком случае, в нормальном прохождении полной трассы UTMB я теперь полностью уверен, если конечно без форс-мажоров…

Что касается объективной стороны трейла «100miles of Istria», то я просто не стал повторяться, ибо описывал его достоинства уже не раз. Организация по-прежнему на высоте, по большому счёту мало что изменилось — добро пожаловать на отличный трейл!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мыслей о “Хорватия — 2017. Мои первые 100 миль. Субъективный дневник.”

  1. Михаил, спасибо за отчёт. Ждал с нетерпением:) а скажите сколько времени тратили на ПП? И в сумме и по отдельности.

  2. Добрый день, Михаил!
    Спасибо за очень интересные и весьма информативные статьи и обзоры.
    Не могли бы Вы поподробнее написать про тестированные
    кроссовки для трейлов, и особенно про упомянутые Dynafit, какая именно модель (в последнее время присматриваюсь к ним).

  3. Очень приятный отчет, спасибо.

    Кстати, давеча фотографии в группе на Facebook опубликовали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *