CrimeaXRun-2017 — заметки старого быка :)


С 11 по 14 октября 2017 года в Крыму прошёл уже третий четырёхдневный (стадийный) горный трейл CrimeaXRun и я, конечно же, с удовольствием принял в нём участие. Организация была, как обычно, на высоте, погода — комфортная. Маршруты слегка изменены по сравнению с прошлыми годами, причём в приятную для меня сторону (больше набор высоты, больше комфортных скоростных спусков, меньше курумо-подобных участков, меньше тупой равнины). Короче, максимально приблизились по характеру троп к UTMB, а такой характер мне нравится. При этом по красоте пейзажей (в совокупности, «интегрально» по всем дням) CXR на мой взгляд заметно превосходит UTMB, в этом году (в отличие от 2015) я могу говорить это уже с полным основанием, как двукратный финишёр  UTMB  (полной стомильной  дистанции в 2017 и ССС — в 2016).   Да, локально, «в моменте», Монблан прекрасен. Но это считанные часы, а в остальное время в лучшем случае примерно то же самое, а обычно — либо скука, либо ночь. В Крыму — не так. Там постоянно что-то новое, от прибрежных скал до морских просторов, от пёстрого многоцветья осеннего леса до суровых стен Большого Каньона, от причудливых форм Таракташа до лесных джунглей или лугов Яйлы… Плюс разнообразие запахов! Короче, тем, кто пришёл сюда в раздумье о своём участии в CXR-2018 рекомендация одна — непременно приезжайте! Ну, а я перейду к кратким субъективным воспоминаниям…

День первый. Балаклава-Форос. 32км/1800м набора.

Жуём траву…

Жили в Балаклаве, возле «атомного туннеля» (ровно напротив старта, через бухту), так что выспались, прошлись пешочком, сдали баулы, зашли в коридор. По 2015 году я помнил, что подъём к крепости будет узковат, поэтому лучше не оказываться в хвосте стартового коридора. Встал где-то в первой трети. Погода разгуливалась, солнце начинало печь, снял рукава (на фото поймали процесс 🙂 )  Старт! Все куда-то рванули, как будто нет впереди почти ста миль… Помня о лестнице, всё же заставил себя сделать небольшое усилие, чтобы не сильно отставать… Фух, начался подъём, можно расслабиться! Место в «очереди» какое-никакое есть, движемся в потоке.  После крепости очередь заметно редеет, вероятно прыткая «равнинная» молодёжь подзабила ноги, к тому же часть идёт без палок… Можно  выйти на комфортную крейсерскую скорость и любоваться видами. А видов даже больше, чем пару лет назад — местами нас пустили даже ближе к морю, по гребням скал — красотища!  Погода ясная, солнечная, видно далеко…

Ну вот собственно и всё,  дальше в этом комфортном режиме прошло около четырёх часов, без особых приключений. Разве что кусок спуска к финишу по кустам не  понравился…

Формальные итоги: 4:27, 69-й в абсолюте по дню (из 216), 10-й по ветеранам по дню (из 24).

День второй. Форос-Симеиз. 30км/1400м набора.

Жуём траву…

Короткий «беговой» день.  На брифинге даже намекали, что палки может и не нужны. Но меня не проведёшь, полтора километра на тридцатку это немалый уклон, даже если половину подниматься по асфальту.  В этот раз стартовал неторопливо, ибо первые километров пять — широкая асфальтовая дорога, и все спокойно разбрелись по силам.  Когда началась узкая тропа, уже обгонов практически не требовалось, шли более-менее «по ранжиру». По-прежнему достаточно живописные пейзажи. По-прежнему я иду в спокойном «прогулочном» темпе, не напрягаясь особо, не глядя на места и секунды.  Пусть торопыжки отыгрывают жалкие минуты ценой сверхнапряжений, посмотрим, как они себя будут чувствовать на четвёртый день 🙂  Почему-то уже сейчас я практически уверен, что в последний день многим придётся «потесниться».  В этот раз даже спуск более комфортен, чем в первый день,  стремительно скатываюсь к финишу и даже заметно выхожу из четырёх часов. Не привык к таким коротким дистанциям 🙂  Не успел начать, как уже всё кончилось…

Формальные итоги: 3:39, 63-й в абсолюте по дню (из 216), шестьдесяткакойто по сумме дней, 11-й по ветеранам по дню (из 24), 11-й по сумме дней.

День третий. Симеиз-Ялта. 45км/2300м набора.

Спускаемся с горы…

Наконец, «разминка» закончена, можно и трейл начинать 🙂 Стартовый кусок мне хорошо знаком, подъём по «еврейке». Достаточно легко работать палками, почти «лыжной» техникой. В итоге сравнительно шустро залезаю на Яйлу, дальше ровная дорога к ПП1 . Бегун из меня никудышный, жду массовых обгонов, но, вероятно, за счёт длинного подъёма первое время народ «залечивает раны» и даёт отдых закисленным ногам, обгоны единичны. На ПП1 пока я взбалтываю свой «волшебный порошок» (см. на видео, это единственный момент, где меня можно увидеть) прибегает бельгиец и сходу спрашивает — «что, уже финиш?». Все смеются и говорят «нет, ещё немножко» 🙂   Бельгиец быстро догоняет меня и очень энергично уходит вдаль. На лёгком спуске мне ещё удаётся поддерживать сопоставимую скорость, но на равнинке бегать быстро я не умею… Но равнинка заканчивается, начинается лёгкий приятный спуск в Большой Каньон  по ровным тропам — просто можно расслабиться и переставлять ноги.  По прошлому году помню, что впереди техничный участок по краю каньона, очень красивый, но не беговой. Однако, вверх он оказывается достаточно прост и довольно быстро заканчивается. Начинается длинный подъём по удобной «лыжной» тропе.  Опять за счёт активной работы палками у меня преимущество — постепенно обхожу заметное число участников, и чем выше, тем более уставшими они выглядят, особенно идущие без палок…  Вылезаем на Яйлу, небольшая «передышка» по равнинке с пейзажами, и вниз — по Иографу.

Узенький беговой серпантин — легко можно разгоняться, помню его по прошлому году. Ноги свежие, легко скатываюсь вниз. Догоняю Андрея Ханевского, бежим вместе до самой  Поляны Сказок. На финише изображаем «зарубу», в надежде попасть в кино. Не попадаем 🙂

Формальные итоги: 6:05, 37-й в абсолюте по дню (из 216), 52-ой по сумме дней, 5-й по ветеранам по дню (из 24), 8-й по ветеранам по сумме дней.

День четвёртый. Ялта-Гурзуф. 51км/3300м набора.

Имеем всё стадо…

 

Ключевой день. Отоспавшись в отеле «Поляна Сказок», легко спускаемся 500метров к старту в последний момент. Прохладно, решаю не снимать перед стартом рукава. Говорят, что сверху 5 градусов, но ветер слабый. Старт с фонариками, по темноте.

Начинаем подъём. Сначала по Боткинской, потом по Таракташской тропам. Знакомые места. Вот только с «ветер слабый» тут какая-то ошибка — с Таракташской  тропы едва ли не сдувает. Ветер холодный, долго думаю, не надеть ли курточку. Но, зная характер подъёма (длинный и крутой), понимаю, что точно сильно вспотею под такой нагрузкой. Рискнём немножко помёрзнуть, зато лишний стимул подниматься активнее. На этом подъёме, похоже, успешно отрываюсь от основной массы стартующих (быстрые спортсмены-лидеры разумеется не в счёт, они давно впереди). На Яйле ветер, на удивление, действительно меньше, но зато опускается облако, и мы бежим как ёжики в тумане. Многие продолжают надевать куртки. Я пока терплю, ограничиваюсь перчатками. На равнинке в тумане начинают обгонять какие-то незнакомые по прежним дням фигуры — это «однодневщики».  Среди них отмечаю про себя девушку «красные шортики» — уверенно обходит меня на равнинке, и бежит без палок. На ПП1 снова её вижу, но, пока ем арбузы, она убегает. Ну и хорошо, не будет отвлекать от пейзажей 🙂

Ещё немножко равнинки в тумане, и начинается спуск. Тут я ещё ни разу не был, не знал чего ждать. Спуск оказался очень выигрышным для меня — достаточно каменистым, чтобы испугать «шоссейников»,  достаточно отлогим, чтобы мне при этом можно было бежать, и достаточно длинным, чтобы отсеять тех, у кого не подготовлены колени. В общем, я расслабился, отдался силе тяжести и погнал, прошивая одного за одним молодых «однодневщиков», ранее обгонявших меня на равнинке. Ага, вот и «красные шортики» — она похоже ещё не умеет бегать спуски, пролетаем мимо… Увы, всё хорошее когда-то кончается, кончился и этот длинный скоростной спуск. Предстоял долгий подъём от Счастливого по какой-то новой тропе, давно не хоженной (со слов организаторов на брифинге).

Хм, действительно очень мягко, неутоптанный грунт покрыт листьями, ветками, упавшими деревьями… Основные завалы, конечно, либо пропилены, либо обойдены, но мелочь всё равно постоянно какая-то под ногами путается, не даёт уйти в медитацию 🙂 Не так комфортно, как в третий день, но жить можно, всё же это не курумник, не грязь, руки вполне работают, хоть палкам бы хотелось и больше опоры.  Кого-то постепенно обхожу, но кто-то и меня обходит. Среди обгоняющих — пенсионер-однодневщик шестидесяти лет, и уже знакомые нам «красные шортики». Ух, как она может так резво переть в гору без палок, что не догонишь? Вроде ноги обычного женского размера,  стройные, не как у штангиста — а ведь уходит очень быстро…  Догоняет и Женя Забнин. Но обогнать уже не может, так и идём примерно в параллель, то я чуть уйду вперёд, то он, иногда перекидываемся короткими разговорами…  Где я нахожусь по протоколу понятия не имею, давно не видел  знакомых «четырёхдневщиков» чтобы как-то сопоставить, ни Николая Мужецкого, ни Олега Абсалямова, ни Андрея Ханевского…  Непонятно, впереди они, или сзади…

Ну вот, подъём закончен, начинаем спуск. Действительно, новый маршрут по хребту очень красив по пейзажам. Длинные беговые прогоны чередуются с короткими «спрыгиваниями» по сыпухе и камням для обхода скал, но в целом всё приятно. А вот и  Советское. По асфальту  скатываемся к последнему ПП3. После него ещё несколько горочек ожидается, но уже маленьких. Опа, на ПП3 догоняет Андрей Ханевский, оказывается он был сзади. Хороший знак. Значит остальные тоже скорее всего не впереди 🙂  Стартуем с ним вместе от ПП3, регулярно обгоняя «хвосты» короткого трейла (они стартовали на 2 часа позже, но имели всего 30км с набором 1500 вместо наших 52км и 3500).  Тропы широкие и комфортные, веду с Андреем светскую беседу.  Тропа то вверх, то вниз.  На каком-то этапе нас обгоняет Гриша Ленин и спрашивает, будут ли ещё подъёмы. Уклоняюсь от точного ответа,  ибо сам не знаю, но подозреваю, что будут «бонусные» метров 100 набора. Не ошибаюсь, как выяснилось…  Перед этими самыми «бонусами» нагоняем…. ну конечно… «красные шортики»! Ага, молодая ещё, просто подустала, видно что идёт тяжело, всё же полтинник с 3500 набора позади.  Обгоняем.  Вылезаем в Гурзуф. Нас обгоняет молоденькая девушка из «четырёхдневщиц», отпускаю Андрея за ней, спокойно финиширую практически в одиночестве, никого ни сзади, ни спереди не видно.

Самочувствие прекрасное, ничего не болит, голова ясная. Ни одной мозоли, ногти целы. А на финише — какой-то лазарет 🙂  Многие лежат, кто-то бинтуется, кто-то тейпируется, на массажные столы очередь… Тяжело им, спортсменам, отмучились 🙂  А мы, туристы, просто неплохо отдохнули. Ну и, как я и предсказывал, в этот последний день многие сильно «сдулись», и я продвинулся по ветеранам с 8 на 4-е место, а в абсолюте с 52-го на 40-е. Не зря же я своему соседу по гостиницам накануне рассказывал анекдот про двух быков — молодого и старого. Впрочем, я его в эпиграфах к каждому дню практически рассказал, если кто ещё не понял 🙂

Формальные итоги: 7:45, 40-й в абсолюте по дню, 5-й по ветеранам по дню. Общее время — 21:57 за 4 дня,  40-й в абсолюте (из 216), 4-й по ветеранам (из 24).

Так сколько вешать, в метрах?

Думаю, многие ещё будут спорить, какие же наборы высоты были в каждый конкретный день, ну и соответственно сколько же мы набрали в сумме? Допускаю, что те метры, что указаны у меня в заголовках глав не совпадут ни с какими другими.  Поясню. Вот посмотрите на картинку.

Сверху — данные моих часов GARMIN Fenix 3, слитые в Гармин Коннект. Там барометрический высотомер, высоты стартов и финишей, и даже основных вершин я проверял — они соответствуют реальности, т.е. систематической ошибки из-за резкого атмосферного фронта не замечено.  Набор получился 9384метра.

Снизу — данные сервиса «накарте», куда я подкачал свой собственный трек. Я не знаю как они считают, но вышло ещё больше — 9477м. Если бы они брали мой барометр, по идее должны были бы то же что и в гармине получить, хотя может там разные алгоритмы усреднения-сглаживания зашиты?

Посередине — данные с сервиса GPSIES, куда я тоже залил тот же трек. Этот сервис использует свою встроенную модельку рельефа, поэтому не использует высоты из трека, а сам может посчитать профиль по любому «нарисованному» двумерному треку. Понятно, что у любой модели есть некое сглаживание, т.е. этот виртуальный рельеф «не знает» про мелкие овражки, мелкие «кочки и ямки», поэтому заведомо даёт оценку СНИЗУ, т.е. реальный набор может быть больше, но никак не меньше.

Так что же на самом деле? А я не знаю. Понятно, что колебания давления при такой длинной дистанции (бежал я всё же почти 22 часа)  могли теоретически приводить к завышению у Гармина. Оценить масштаб явления можно лишь померив барометрическим высотомером те же дистанции в разные дни и в разную погоду. Понятно также, что GPSIES явно занижает. Так что предлагаю в качестве первого приближения принять нечто среднее — 8800 метров набора. Что, собственно, я и отразил в своих заголовках.

Наблюдения над протоколом…

Интересно, что в среднем состав «однодневщиков» (далее — ОД), приехавших на последний день, заметно слабее «четырёхдневщиков» (далее — ЧД). Несмотря на некоторое накопление усталости, результаты ЧД сильно лучше (а ведь стартовали вместе и бежали одну и ту же дистанцию). Так, абсолютный победитель  среди ОД занял бы в протоколе ЧД всего лишь 14-е место, а я, например, занял бы среди ОД второе место в группе ветеранов и десятое в абсолюте (вместо четвёртого и сорокового в ЧД-протоколах). Вывод напрашивается один: среди двух вероятных причин выбора однодневки вместо полного CXR — 1) дефицит времени/отпуска/отгулов… и 2)дефицит опыта и сил, страх перед большой дистанцией —   явно преобладает вторая, а первой можно пренебречь.

Технические детали для любознательных.

Логистика и затраты.

Москва-Шереметьево — аэроэкспресс, 420р

Шереметьево-Симферополь — Аэрофлот, 4680р

Симферополь-Балаклава — такси(интернет), 350р (1400 с машины, ехали вчетвером)

Балаклава-Севастополь-Балаклава — автобусы/троллейбусы, 60руб

Проживание пять ночей в пяти городах — гостиницы через booking com, 4300 руб

Кафе в Гурзуфе и Симферополе — 500р

Гурзуф-Симферополь(аэропорт) — троллейбус+автобус, 113р

Симферополь-Шереметьево — Аэрофлот, 4680р

Шереметьево-Москва — аэроэкспресс, 420р

Оргвзнос в CXR — 11000

ИТОГО около 26500р

Обедал и завтракал (если гостиница без завтрака)  «мгновенными» овсяными и гречневыми хлопьями, привезёнными с собой, разводя кипятком. Ужины входили в оргвзнос, кормили организаторы в санаториях.

Снаряжение.
  • SALOMON S-LAB XT6 — 1й и 4й дни.
  • Dynafit MS FELINE SL — 2й и 3й дни.
  • рюкзак CAMP Trail Vest Light
  • палки SPLAV pro carbon
  • «волшебный порошок» — 16 пакетиков по 45грамм, собственного изготовления, вместо гелей и изотоников. 4 пакетика из них остались с UTMB. Расход по дням — 3+3+5+5 (два засыпал на старте, остальные — по одному на каждом ПП)

Остальное либо не использовал, либо непринципиально, т.е. мог заменить почти любым другим…

ИТОГИ.

Для меня.

Я остался очень доволен. По большому счёту радовало ВСЁ:

  • прекрасные пейзажи Крыма при комфортной погоде
  • удачно и в моём вкусе проложенные трассы
  • отличная организация
  • здоровое рабочее состояние моего организма (особенно на контрасте с хромотой на UTMB, выбираться из «ямы» травм и детренированности всегда приятно), позволяющее мне без особого напряжения бежать до самого конца и при этом даже обойти 80% участников, которые в среднем моложе меня на 15 лет. Достойное завершение сезона на мажорной ноте, последняя галочка в плане проставлена…
Для остальных.

Не хочется долго повторять многократно сказанное. Просто — приезжайте. На полный CXR, не бойтесь. Не пожалеете!!!

 

 

 

 

 

 

Share on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on VK

2 thoughts on “CrimeaXRun-2017 — заметки старого быка :)”

  1. Хорошая статья! Особенно для меня, так как собираюсь на след. год на эту гонку попасть. А вы в Ростов поедите в декабре на зимний ультрамарафон? Было бы интересно услышать ваши мысли по поводу экипировки на Mad Fox Ultra

  2. В Ростов не поеду из-за дилетантизма организаторов, подробнее — читайте в отчёте по ГРУТ. Про зимнюю экипировку важно знать конкретику трассы, даже важнее чем летом, но на старте от этого организатора я бы был готов ко всему, по-любому не экономьте на обязательном снаряжении, лучше взять в рюкзак лишнее, чем недосчитаться лишней поларки по дороге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *