100 miles of Istria — 2015

100miles of Istria — 2015 (110km) 18 апреля 2015 — отчёт

Истрия-2015

Краткая выжимка.
— Горный ультратрейл 110 км по горизонтали, 4700м по вертикали.
— Хорватия, полуостров Истрия, в основном — каменистые горные тропы.
— Мой результат 19часов 37минут, 70-е место в абсолюте, 20-е место в категории ветеранов.
— Стартовало около 180чел, финишировало около 120.
— Никогда в жизни не бегал с набором высоты более 1км за один раз, скачок — сразу почти впятеро (!).
— Никогда не бегал более 13часов за раз, скачок — в полтора раза.
— Море позитивных впечатлений, прекрасная организация, интересная природа и дистанция.
— Отличное самочувствие во время гонки и после неё, никаких травм и потёртостей.

Ну, а теперь подробности, ежели кому будет интересно .

Почему Истрия?

Бегать я начал ровно десять лет назад, в 39 лет, и всё это время это был «плоский» бег, что и неудивительно для Подмосковья с небольшими вкраплениями Карелии. Лучший результат по скорости был марафон за 3 часа 1 минуту в Королёве в 2013г, а длиннейшим пробегом были примерно105км на 13-часовом беге Шри Чинмоя. Нетрудно видеть, что и то, и другое – асфальт, т.е. бег по плоскому ровному шоссе. Но коварные знакомые подкинули мне информацию про TAR (GoreTex Trans Alpine Run) – и я запал на качественно снятые ролики в Ютюбе, часами пуская слюни на альпийские красоты. Для проверки своих возможностей даже сбегал ТрансУрал-2014. Но тут же заподозрил неладное: по сути ТрансУрал — это была смесь «подмосковных» (почти плоских) тропинок с крутыми участками курумника, да и набор высоты был максимум 1км в день. После этого «бросаться» вслепую в TAR не хотелось – слишком уж велика вероятность схода с непривычки, а это мало того, что материальные потери (это Швейцария, плюс приличный оргвзнос), но и большие моральные потери – подведу партнёра, т.к. TAR – парная гонка. Тут и вспомнил я вовремя совет Гарыни, что Истрия – хороша как первый трейл, т.к. и организация хорошая, и набор высоты относительно гуманный, и не очень далеко, и не очень дорого. Но уже — «по-настоящему». Так что на Истрию я ехал с двумя основными задачами: во-первых – «выжить», т.е. максимально сохранить здоровые связки-суставы, не «убивать» их, и, во-вторых, — понять для себя что же это такое – горный ультратрейл, с чем его едят, и вообще — что стоит за этими реламными альпийскими видеороликами… Забегая вперёд, могу сказать, что обе задачи были успешно решены, а Гарыня оказался совершенно прав: Истрия – очень правильное место для «разведки боем».

Подготовка.

Подготовка в январе-марте заключалась в том, что я начал добавлять к каждому лыжному выходу или тренировке по 3-4 километра «забегивания» медленной трусцой. В итоге получалось в среднем по 20км трусцы в неделю, или 240км за три месяца. Когда лыжный сезон кончился, осталось две недели уже «интенсивной» подготовки – примерно по 80км в неделю, из которых 60км – гладкий бег, а 20 (два дня по 10) – бег по холмам на имитационном лыжном круге детской спортивной школы. Т.е. более-менее «холмистого» набега перед гонкой у меня было всего 40км (четыре десятки), да и холмы конечно там игрушечные, максимум метров пятнадцать набора за один подъём. В общем, как сейчас говорят, – «ни о чём». Я трезво понимал, что ни мышцы, ни связки ног после таких «тренировок» вовсе не готовы к набору 4700. Поэтому втайне расчитывал на палки, всё таки у меня 2000км лыжного набега за зиму, плечи-то готовы хорошо! Хотя, до этого я никогда не пробовал бегать с палками, и даже никогда не делал лыжную имитацию (я лыжник «из туристов», технике не обучен).
Ещё к подготовке можно отнести мониторинг «до последнего» четырёх погодных сайтов – это позволило как морально, так и по снаряжению, быть готовым к тому холодно-дождевому фронту, который (что нехарактерно для этих мест в это время ) накрыл нас ровно в день соревнований.

Забег.

Жили мы на финише, в Умаге, а к месту старта в Ловран нас отвозили на автобусах. Старт планировался на 23:00 (да, именно ночью). Из-за ремонта длинного туннеля («Учка», 5км), автобусы опоздали, поэтому предстартовое время сильно ужали, а сам старт передвинули на 10 минут. Так что еле-еле успел убрать куртку в рюкзак, надеть фонарик, оросить какой-то куст в горшке в тёмной подворотне, разложить складные карбоновые палки, найти место не слишком в хвосте и включить «гармин» (часы с GPS). Спутники, как назло, не хотели ловиться (из-за облачности и тумана, а так же узких улочек, вероятно), я уж боялся что стартую без статистики. Но, буквально за десять секунд до старта, спутники нашлись, и как раз начался обратный отсчёт. ПОЕХАЛИ!
За первые 8км мы должны были подняться на 1500м по высоте – это практически непрерывный подъём почти как по некрутой лестнице, но только на 500-й этаж (!). Собственно почти сразу дорога и превратилась в лестницу. На небольшом отрезке без ступенек, но с асфальтом (так же в гору) я попробовал начать толкаться палками, и, — трать-тарарать! – одна палка предательски «хрустит» под нагрузкой, и снизу отваливается кусок сантиметров 15 вместе с наконечником. Пройдено чуть менее километра. А я уже без палки. Скверно! Кто-то из пробегающих мимо русских советует – «ничего, там дальше земля будет, может сможешь и так толкаться»… Ну что, попробуем, терять-то нечего! Выбросить палку всегда успеется! В асфальт разумеется обломок углепластика не втыкается – отскаивает, проскальзывает. Но вот город кончается, и по краям каменистой тропы действительно появляется местами почва – и палка работает! Только постепенно начинает щепиться вдоль. Это свойство углепластика мне уже знакомо по лыжным палкам, я уже шёл как-то со сломанной палкой в Финляндии, надолго её не хватит такими темпами… Эврика! У меня же есть в рюкзаке мини-аптечка, а в ней — пластырь! Так, останавливаемся, заматываем конец пластырем, и выдвигаем на максимум длины оба колена, чтобы уровнять обе палки. Ну вот, уже заметно лучше… Конечно «на-полную» стараюсь не нагружать палку-инвалида, но «мягко» толкаться вполне получается. Забегая вперёд, скажу, что палка в таком виде успешно «дожила» до финиша, отслужив мне верой и правдой.
Темнота кромешная, да ещё местами – туман! В неверном свете фонарика виден лишь небольшой участок тропы впереди и следующий катафот разметки. Разметка… О! Это – песня! Через каждые метров 50, а на поворотах – и через 5-10, воткнуты флажки с катафотами, и практически от очередного флажка при достаточно мощном фонаре можно увидеть следующий. Т.е. никакие карты-треки вовсе не нужны, нужно просто следовать по светящемуся «руслу» из катафотов. Даже днём и даже на очевидных участках флажки стоят всё равно – это позволяет насторожиться, если всё же упилил не туда – «флажки пропали – это непорядок». Организаторам за разметку – пятёрка с плюсом!
Итак, почти непрерывный подъём. Приноровился работать руками, больше всего это похоже на лыжную имитацию (хотя, наверное, очень корявую). Практически не загружаются ноги, а скорость держу на очень приличном уровне – где-то в первой двадцатке…Понимаю, что это ненадолго – до первого спуска. Ну вот, так и есть! Спуски местами каменистые, местами – скользкие, да ещё фонарик у меня не самый яркий… Бежать с такого спуска нужна либо отработанная техника, либо безрассудство, (с риском либо подвернуть ногу, либо застрять ею между камней, либо подскользнуться – в итоге повредить суставы, связки и пр). У меня нет ни того, ни другого – спускаюсь расчётливо, упираясь палками. В это время меня буквально «прошивают» десяток-другой преследователей. Что, в общем, неудивительно: 90% участников – по большому счёту «местные жители» (хорваты, сербы, словенцы и т.п.) – у них горы с детства от порога дома начинаются, было бы странно им не уметь спускаться по таким кривым камням.
Дальше практически до самого Бузета (середина пути) — череда подъём-спуск. Конечно, уже не на 1500, а на 200-400м по высоте, но всё равно ровных «беговых» участков практически нет. С небольшими вариациями картина повторяется – на каждом подъёме я, идя «на руках», «собираю» всех, кого видно, условно — человек пять. Как только начинается спуск, эти пятеро быстро меня прошивают, а вслед за ними ещё пять или десять… Кстати, среди них постепенно начинают появляться быстрые «стомильники» (стартовавшие раньше, но и пробежавшие заметно больше). За счёт «стомильников» я даже не пытаюсь кого-то считать и вообще понятия не имею где я иду – в хвосте, в середине, много ли народу сзади – всё равно запутаюсь, не стоит и начинать.
Спуск к Бузету – пожалуй самый морально тяжёлый. Сил ещё много, но скользко-криво-каменисто, и нужно тормозить, тормозить, а он всё не кончается… Не так то просто сбросить километр высоты – всё же две Останкинских башни. Но вот, наконец, городок (на самом деле это – не сам Бузет, но детали не важны), на очередном повороте стоит стайка болельщиков и, как здесь принято, всем кричит «браво!». Ещё 100метров – и я вхожу в обширное тёплое помещение, пахнущее едой. В углу у входа меня отмечают для протокола, а я в это время уже вижу дверной проём, перегороженный столом, а за ним – наши мешки с «забросками». Готовлюсь предъявить свой номер и ждать, пока его найдут и принесут (всего там около 400 мешков по числу стартовавших). Подхожу к волонтёру, пытаюсь указать на номер – мне в ответ только широкая улыбка и никаких движений. Оказывается, мой мешок уже стоит на столе передо мной!!! У меня лёгкий шок. Чудо какое-то! Потом, конечно, задним числом понимаешь, что вместе с криками «браво» болельщики-разведчики могли по рации докладывать о приближающихся номерах, но без подготовки это просто ошарашило меня.
Итак, сначала подкрепиться, а потом займёмся мешком. Порядок важен – пока я переобуваюсь и занимаюсь ногами, еда уже успеет частично перевариться и не будет так сильно «булькать» и мешать бежать, как при обратной последовательности. Начинаем с ароматного горячего густого супчика с копчёностями, картошкой и фасолью. Объедение! Продолжаем рисом со специями и жаренным мясом в сухарях. Слоёные пироки с яблоками, кока-кола, ну и… и хватит! Хотя выбор заметно шире, но надо знать меру.
Теперь — мешок. Извлекаем большую аптечку, моем ноги дезинфицирующими влажными салфетками, затем всего один пластырь на потенциальную мозоль на пальце, ещё чуток жирного крема и сухие чистые носки. Ноги розовые и здоровые, без потёртостей, ногти тоже розовые – порядок! На очереди сухие гортексовые кроссовки. Я рассуждал так – синоптики предсказывали тёплую ночь и похолодание в течение дня, и максимум дождей тоже днём, около 14-00. Поэтому я разделил две имеющиеся пары кроссовок по климатическому признаку – более «холодные» саломоновские «спидкроссы» одел со старта, а гортексовые асиксовые «лахары» отправил в Бузет. Чтобы подольше не мёрзнуть и ног не мочить в холодный дождливый день. И надо сказать в этом плане я чётко угадал – ноги у меня остались сухими до финиша, даже речку удалось перейти по камешкам, не залив воды внутрь. Единственный просчёт – «лахары» больше собирали глины на финишном участке, у «спидкроссов» она бы быстрее отваливалась из-за редкого протектора. Но за всё надо платить, что поделать. Вы спросите: зачем вообще менять кроссовки? На моей практике каждые кроссовки из-за разной колодки потенциально натирают в разных местах. Даже те, что «по ноге» и правильного размера. Они 5 часов не натирают, 8 часов не натирают, а за 15 всё равно натрут, как говорят «вода и камень точит». А если их менять, другие начинают ”мучать” совершенно здоровый участок кожи, и отсчёт начинается сначала .
Ещё в заброске была поларка, но похолодание пока не чувствовалось, и я даже пока не воспользовался мембранной курткой – оставил поларку в мешке. Ну всё. Пора стартовать на вторую половину пути. Осталось только свериться с графиком, чтобы понять когда ожидать финиш. Ага, прекрасно, иду по 19-часовому расписанию. Поясню – поскольку я никогда не бегал эту (и подобные) дистанции, я понятия не имел какие у меня будут результаты. Ожидал очень грубо двадцать часов плюс-минус два. Чтобы ориентироваться, я взял отсчёты пяти случайных человек за прошлый год в диапазоне от 18 до 22 часов и перевёл их в доли финишного времени. Проверил, что значения практически совпали (теоретически возможны были и выбросы, например из-за травмы или из-за сна на каком-нибудь пункте, но их не было), усреднил, распечатал таблицу времени «теоретического» прихода в Бузет (и далее) для времени 18, 20 и 22 часа. Вот с неё и сравнил своё реальное – получилось, что иду как усреднённый «девятнадцатичасовик». Кстати так и шёл практически до Буже.
После Бузета стало чуть поровнее, иногда даже получалось бежать трусцой. Начиная примерно с 11-00 обещанный дождь наконец реально пошёл. Я оперативно надел мембранную куртку, так что дальнейшие нападки дождя с ветром встретил во всеоружии. В общем, было достаточно комфортно, а ветер чаще всего попутный. Разве что капюшон мешал смотреть по сторонам, да и серая пелена дождя не украшала пейзажи. Утром, кстати, пейзажи были скрыты густым туманом, так что есть стимул приехать сюда ещё раз при хорошей погоде, рассмотреть-таки окрестности .
Из-за дождя стало больше грязи, она уже заметно чувствовалась перед последним пунктом питания (Буже), но не липла. А вот после Буже пошли поля с грязью особой липкости. Она даже не была «грязью» в нашем понимании – с виду просто ровная почва, не раздолбанная, без луж. А бежишь по ней – она тут же остаётся на подошвах. В итоге битвы с этими килограммами лишней грязи на ногах я на последнем участке отстал от графика практически на полчаса. Причём эффект субъективно даже не очень чувствовался – вроде бы бежишь, ничего не болит, всё нормально, а объективно на часы смотришь – скорость как у пешехода! На этом участке меня стали интенсивно обгонять «спринтеры» — те, кто финишировал 65км. Ну и, конечно другие тоже, но не так часто
Когда вбежали в Умаг, можно было даже на флажки не смотреть – путь гонки был ясно виден по грязному следу на асфальте или плитке. Загадили все тротуары по пути! Как они будут это всё отмывать? — думал я на ходу. Однако, отмыли! Утром в воскресение по дороге на автобус проходил тем же перекрёстком – никакой грязи на тротуарах уже не было! Видел, кстати, бредущих на финиш стомильников – они шли уже вторую ночь, пока я отсыпался в номере. Но это я отвлёкся, вернёмся в вечер субботы. Там меня ждала финишная арка, медаль, и вновь чудо с мешком. На предложенный организаторами ужин в ресторане я не поехал – поленился идти обратно на финиш после аппартаментов (там возили спецмашиной туда-сюда), а пешком этот ресторан был очень далеко. Предпочёл пораньше лечь спать – ибо в воскресение мой автобус в 7 утра.

Краткие выводы.

1) За счёт правильной тактики и снаряжения, а также нормальной физической формы, мне удалось финишировать 110км/4700м «без потерь», т.е. пройти всю дистанцию в ожидаемое время, в бодром состоянии, без травм, потёртостей, тошноты, глюков и прочих «радостей», часто описываемых в воспоминаниях других трейлраннеров. Собой вполне доволен.
2) Организаторы – большие молодцы. Трейл всячески рекомендую.
3) Горный ультратрейл имеет слабое отношение к марафонскому бегу по шоссе и даже кроссу (плоскому). Разве что и то и другое – аэробная циклическая нагрузка. Но мышцы, связки, и, главное, техника – принципиально разные.
4) В условиях Подмосковья даже забегание на небольшие холмы или спуск в овраги не может дать полный эквивалент горной нагрузке – во-первых из-за отсутствия камней, и во-вторых – из-за небольшого разового набора высоты. Двадцать пять раз подряд подняться на 20метров – принципиально иное, чем сразу набрать 500 метров (или сбросить 500метров) – просто потому что после короткого подъёма неизбежно следует короткий спуск, и мышцы/связки успевают отдохнуть «на переключении».
5) В силу пунктов 3 и 4 лично я пока отложу участие в TAR (ну или Айгере, Монблане и т.п. альпийских трейлах) до лучших времён и решения вопроса о целевой подготовке. Просто так «с наскока» ехать туда – пустая трата денег, времени и сил.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Логистика.

У меня кончилась Шенгенская виза незадолго до отъезда, пришлось брать Хорватскую. В сочетании с тем, что я не вожу машину, вариантов оставалось не так много. Ориентировочные цены приведу в евро, хотя платил либо в рублях по карте, либо в кунах.
16.04 8-00 Белорусский вкз. Аэроэкспресс -> Шереметьево ———(7)
16.04 10-20 Москва->Загреб (Аэрофлот) ——(150)
16.04 Загреб аэропорт-автовокзал (автобус-экспресс, раз в полчаса) ——(4)
16.04 15-20 Загреб->Умаг автобус, ———(20) (билет в два конца)
16.04 20-30 аппартаменты на три ночи ———(100)
19.04 7-00 Умаг->Загреб, автобус ————(20)
19.04 Загреб, хостел 1 ночь ———————(15)
19.04 прогулка по Загребу полдня
20.04 10-30 Загреб автовокзал-аэропорт (автобус-экспресс, раз в полчаса) ——(4)
20-04 13-20 Загреб-Москва (Аэрофлот)——————(150)
20.04 Аэроэкспресс —————————(7)
ИТОГО 477евро + кафе по потребностям + оргвзнос = около 550 евро «от двери до двери».
Тут фишка в том, что даже с первого утреннего автобуса из Умага не успевается на самолёт в Загребе, в итоге – лишняя экскурсия по городу и хостел (или отель, кому не жалко). Поэтому, если брать машину в прокат, можно сэкономить один-два дня. От самолёта вполне реально успеть на машине прямо в пятницу к получению номеров и отъезду на старт даже с запасом на расселение и переодевание (кроме 100миль, только 110км и 65км). И наоборот, выехав в те же 7 утра, на машине реально вовремя успеть в аэропорт, сэкономив целые сутки. Прокат машин прямо в аэропорту Загреба, цена примерно как у автобуса, т.е. если вдвоём-втроём, то уже даже по деньгам дешевле, не говоря про время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *